Мясковский

НИКОЛАЙ МЯСКОВСКИЙ — ДЕТЯМ

Николай Яковлевич Мясковский принадлежит к тому ряду композиторов, про которых вроде бы все слышали, но мало кто действительно хорошо знает их творческий путь. Поэтому, прежде чем познакомиться с детскими сборниками Мясковского, вспомним несколько фактов из его биографии. ⠀

Родился композитор в 1881 г. в семье военного, не нарушая традиции, Мясковский в 1899 г. поступает в Петербургское Военно-инженерное училище. Тяготевший к искусству и творчеству, юный Мясковский в ходе своей службы (композитор был участником военных действий, был ранен в ходе Первой мировой войны), всегда старался выкраивать время, чтобы расти как музыкант. До заветного поступления в Петербургскую консерваторию (куда в 1906 г. Мясковский подал заявление в тайне от военного начальства) Николай Яковлевич занимался с И. Крыжановским (учеником Римского-Корсакова) и с Р.Глиэром, который ранее, как мы уже рассказывали, давал уроки юному Сергею Прокофьеву.

С Прокофьевым, а также с другим соучеником по консерватории Б. Асафьевым, Мясковского свяжет тесная дружба.

Б. Асафьев о Мясковском:

«Я не знаю ничего прекраснее в музыке Мясковского, чем моменты редкостной душевной ясности и духовной просветленности, когда вдруг музыка начинает светлеть и свежеть, как весенний лес после дождя».

С 1921 г. Мясковский  начинает преподавать в Московской консерватории, чтобы понять масштаб личности Мясковского-педагога, можно вспомнить имена лишь некоторых его учеников (всего их было около 80): А. Хачатурян, В. Шебалин, Б. Чайковский, А. Эшпай. Мясковский создал целую композиторскую школу.

Что же за музыку писал Мясковский? Имя этого композитора прочно связано с симфоническим жанром. Композитор стал автором 27 симфоний! Этот жанр прошел через всю его жизнь: в симфониях отразились мировосприятие Мясковского, его мысли и творческие откровения. Симфонии Мясковского стали своеобразной «музыкальной» хроникой времени.

Кроме симфоний Мясковский обращался к камерно-инструментальной и вокальной музыке, ему принадлежат концерты для скрипки и виолончели, квартеты, романсы, фортепианные сонаты, циклы и сюиты.

Обращался композитор своей музыкой и к юным исполнителям.

Опус 43 Мясковского содержит сразу три сборника, которые создавались 1937-38 гг. (некоторые пьесы из опуса строятся на материале ранних сочинений композитора 1900-1910 гг.)

  1. Цикл «10 очень легких пьесок».  «Пьески», вошедшие в сборник, действительно, очень просты и миниатюрны (многие умещаются на 2-х нотных строках), но в каждой из них заключен интересный для ребенка образ и педагогическая задача. Жанровая сценка «Наперегонки», например, строится на разнообразных по направлению движения быстрых гаммообразных пассажах. С помощью них композитор передает оживление и возбуждение, свойственное детской игре. Оригинально решена Мясковским миниатюра «Вроде вальса»:  ученик не встретит в ней привычную вальсовую фактуру: мелодия + аккомпанемент, Мясковский распределяет мелодически насыщенную тему между двумя руками маленького исполнителя.


    1. «Четыре легкие пьесы в полифоническом роде». В сборник входят двухголосные фуги с программными названиями, привлекательными для юных исполнителей: «Элегическое настроение», «Охотничья перекличка» (как можно догадаться, в основе темы призывные квинтовые и октавные ходы — имитация охотничьего рога), «Маленький дуэт» (лирический канон), «В старинном стиле» (стилистически близкая творчеству Баха).



  1. «Простые вариации. Лирическая сюита». Главная тема сюиты в процессе вариаций «претерпевает различные смены жанров: от ноктюрна, похоронного марша, изящного вальса, торжественного шествия до лирическо эпилога – постлюдии». (См. Э. Эгизова. Детские фортепианные произведения Н. Мясковского)

Вернуться к началу
error:
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять