Музыкальные способности Сережи Прокофьева проявились очень рано. Во многом этому способствовала его мать Мария Григорьевна Прокофьева (в девичестве Житкова), которая поддерживала творческую атмосферу в доме Прокофьевых в имении Сонцовка, где отец будущего композитора был управляющим.
Ожидая своего третьего ребенка (две старшие сестры Прокофьева умерли во младенчестве), Мария Григорьевна бывало проводила за роялем по 6 часов: «будущий человечишка формировался под музыку», — пишет Прокофьев в своей «Автобиографии» (С. Прокофьев. Автобиография. — М.: Классика-XXI. С. 18).
С детства Сергей слышал произведения Шопена, Бетховена, Листа, Чайковского и А. Рубинштейна. И, как сам композитор признавался впоследствии, к 12 годам он «сознательно» презирал «легкую» музыку.
Занятия Марии Григорьевны на фортепиано, которые она продолжила после рождения сына, привлекли внимание маленького Прокофьева: видя, как мать играет упражнения и этюды, 4-х летний Сережа также подходил к роялю и начинал параллельно с игрой матери выстукивать в верхнем регистре свои «детские эксперименты» (С. Прокофьев. Автобиография. — М.: Классика-XXI. С.20). Мария Григорьевна всячески поощряла такой интерес сына к фортепиано и ненавязчиво наставляла и знакомила Сергея с инструментом и нотной грамотой.
«Слушание музыки и импровизирование за клавиатурой привели к тому, что я стал подбирать самостоятельные пьески. Тут линия творчества довольно пикантно раздвоилась: с одной стороны, я подбирал за роялем мотивчики, которые умел записать; с другой стороны, сидя за столом, писал ноты, которые ничего не обозначали. Писал, как орнамент, как дети рисуют человечков и поезда, потому что постоянно видел ноты на пюпитре». С. Прокофьев. Автобиография. — М.: Классика-XXI. С. 21
Первая самостоятельная пьеска, подобранная 5-летним Прокофьевым на фортепиано и бережно записанная его матерью на нотной бумаге, имела весьма необычное название: «Индейский галоп». Название это было связано с разговорами взрослых о голоде в Индии, которые произвели впечатление на юного композитора и отложились в маленькой головке.
«Индейский галоп» и все последующие композиторские опыты юного Сережи Прокофьева восторженно приняла младшая сестра Марии Григорьевны — Татьяна. Она же, погостив в доме сестры, увезла все пьески племянника в Петербург и отдала их профессиональному переписчику. Так появился альбом, на обложке которого золотом было выведено: «Сочинения Сереженьки Прокофьева».
ОПЕРА «ВЕЛИКАН»
В следующий раз опытный переписчик переписывал уже оперу юного композитора. На Прокофьева произвело большое впечатление посещение Москвы в 1900 г., где Сергей вместе с родителями посмотрел оперу Гуно «Фауст», оперу «Князь Игорь» Бородина и балет Чайковского «Спящая красавица». Театральные воспоминания привели к тому, что Прокофьев стал организатором собственных спектаклей в доме в Сонцовке. Его помощниками и соратниками в этом деле выступили дети: Стеша, Сережа Власовы, Егорка Шумейко, чьи родители следили за большим хозяйством, организованным отцом Прокофьева в Сонцовке. В импровизациях и театральных играх с юными друзьями и родился у 9-летнего композитора замысел оперы «Великан».
Сюжет оперы в трех действиях, полон хитросплетений: два храбрых друга Сергеев (Сережа Прокофьев) и Егоров (Егорка) спасают героиню Устинью (Стешу) от злого Великана и помогают королю организовать выступление против главного злодея оперы. В конце спектакля обезумевший от долгого противостояния с Великаном король заявляет, что не может больше бороться и закалывает себя ножом. Потрясенный народ, придя в себя, весьма неожиданно для зрителя, начинает петь славу Великану.
Первое представление оперы было дано в 1901 г. в доме тети Прокофьева (еще одной сестры Марии Григорьевны), Екатерины Раевской. В спектакле приняли участие сам автор (исполнял роль Сергеева), его двоюродные братья и сестры, а также уже известная нам тетя Таня (исполняла роль Великана).
К слову, своего «Великана» Сергей посвятил тете Тане по просьбе Марии Григорьевны, которая хотела таким образом хоть немного утешить сестру после смерти матери, бабушки Прокофьева.
Публика оценила по достоинству талант композитора, несмотря на возраст, ему удалось очертить характеры главных героев, каждый имел по два сольных номера, ярким получился образ Великана.
«Дядюшка Раевский, очень довольный представлением, смеясь и по привычке дергая себя за нос, сказал: — Ну, Сережа, когда тебя будут давать на императорской сцене, помни, что первый раз твоя опера была исполнена у меня в доме!» С. Прокофьев. Автобиография. — М.: Классика-XXI. С. 52-53.
После «Великана» последовала опера «На пустынных островах» (не окончена), она, по словам композитора, полностью завладела его творческим воображением и «проглатывала» более мелкие сочинения, появлявшиеся в это время. Затем была очередная поездка в Москву, где Прокофьев получил первые уроки гармонии и теории музыки у профессионального музыканта, и в этот же приезд юный Прокофьев был показан Сергею Танееву. Знаменитый композитор и уважаемый профессор посоветовал матери Прокофьева начать систематические уроки с Сергеем и сам подыскал для них учителя, которым стал молодой композитор, недавно окончивший консерваторию Р. Глиэр.
Глиэр, прожив в Сонцовке и прозанимавшись с Прокофьевым два лета подряд, оказал заметное влияние на юного композитора и ввел его в музыкальную среду. За это время познания Прокофьева в области композиции продвинулись вперед, и в 1904 г. 13-летний Сергей Прокофьев отправился с мамой в Петербург поступать в консерваторию, но это уже была другая история…
«К моему музыкальному развитию мать относилась с большим вниманием и осторожностью. Главное, поддержать в ребенке интерес к музыке и, сохрани бог, не оттолкнуть его скучной зубрежкой. Отсюда: на упражнения как можно меньше времени и как можно больше на знакомство с литературой. Точка зрения замечательная, которую надо бы, чтобы мамаши помнили». С. Прокофьев. Автобиография. — М.: Классика-XXI. С. 30
Фото: С. Прокофьев в детстве