«Бирюльки» Самуила Майкапара словно маленькие бусинки разбросаны по всевозможным хрестоматиям для начинающих пианистов.
Наверное, многие встречались с этими пьесками, когда обучались игре на фортепиано. Легкие миниатюры с яркими названиями захватывают воображение малышей, но мало кто задумывается, играя «Бирюльки», о самом композиторе. Детей живо интересуют имена Баха, Чайковского, о них педагоги увлеченно рассказывают на уроках, в то время как «композитор Майкапар» так и остается в головах учеников только «знакомой фамилией», написанной рядом с названием когда-то исполняемой пьески.
Предлагаем вам познакомиться поближе с Самуилом Майкапаром и его циклом для детей.
Майкапар родился в 1867 г. Как и многие композиторы в то время, он получает два образования. Майкапар заканчивает юридический факультет Санкт-Петербургского университета и Петербургскую консерваторию (сразу как композитор и пианист).
Исполнительская карьера Майкапара продолжилась в Вене, где он проходил стажировку у знаменитого пианиста Т. Лешетицкого. Творческая деятельность Майкапара поражает своей многоплановостью: пройдя «годы учения», он заявляет о себе как о думающем и ярком исполнителе (высоким достижением стал цикл из 7 концертов, в которых Майкапар-пианист исполнил все 32 сонаты Бетховена).
Открытия, которые Майкапар делал в ходе исполнительской карьеры, он систематизирует и передает своим ученикам: в 1910 г. композитор начинает преподавать в своей родной консерватории, параллельно он пишет методические и научные труды, обращенные к исполнителям, педагогам и ученикам («Музыкальный слух», «Значение творчества Бетховена для нашей современности», «Как работать на рояле», «Годы учения» (автобиографическая книга) и др.)
Обращается к молодым музыкантам Майкапар и с помощью своей музыки. В разные годы он сочиняет циклы и сюиты для начинающих пианистов: «18 маленьких новеллет для фортепиано», «Театр марионеток», «6 колыбельных сказочек», Соната для юношества, «Первые шаги» (для фортепиано в 4 руки) и др.
Однако самым знаменитым опусом Майкапара стали «Бирюльки» (1925-26 гг.). Цикл состоит из 26 пьес (6 тетрадей). Так как обыкновенно пьески эти встречаются разрозненно в сборниках и хрестоматиях, педагогам сложно подметить общую идею цикла: а она заключается в том, что в «Бирюльках» композитор продемонстрировал все 24 тональности. (В тональностях без знаков написаны сразу 4 номера, отсюда небольшое несоответствие: 24 тональности, но в цикле 26 пьес).
«Бирюльки» С. Майкапара – уникальный цикл пьес для детей: он знакомит юных пианистов со всеми тональностями, как и «Хорошо темперированный клавир» Баха, но при этом говорит с ними на романтическом музыкальном языке. «Бирюльки» вводят юного пианиста в мир Мендельсона, Шумана, Чайковского, Грига… Романтическая музыка не имеет другого такого цикла пьес во всех тональностях для начинающих», — отмечает А. Майкапар, музыковед, внук композитора С. Майкапара.
(С. Майкапар. Бирюльки. Цикл пьес для детей. Издательство: MPI. 2005 г. С. 8.)
Кроме разнообразия тональных красок в цикле можно встретить самые различные типы фактуры и связанные с ними всевозможные исполнительские задачи (подголосочная полифония, мелкая пальцевая техника, скачки, аккорды и т.д.).
Майкапар большое внимание уделял нахождению образа, который будет понятен и доступен маленькому слушателю и исполнителю, также тщательно композитор подбирал названия к каждому номеру. Все пьесы лаконичны и детально продуманы: веселый и простой наигрыш звучит в миниатюре «Пастушок», большие скачки, охватывающие всю клавиатуру, передают размашистую походку скорохода в пьесе «Семимильные сапоги», опора на русскую народную песенность слышна в «Сказочке», которую будто рассказывает вам старая бабушка.