Вила Лобос (1887-1959) — один из крупнейших представителей музыкальной культуры XX века с ярким и неповторимым стилем, который вобрал в себя интонации, ритмы и жанры, характерные для народной музыки Бразилии.
⠀
Образы и темы родной страны красной нитью проходят через творчество композитора, многие, наверное, слышали самый известный и часто исполняемый цикл Вила Лобоса «Бразильские Бахианы».
⠀
Но героем сегодняшней статьи станут произведения композитора, в которых отразилась тема детства.
Вила-Лобос — автор фортепианного цикла «Мир ребенка», который в свою очередь делится на несколько сюит: «Семья ребенка» (или «Куклы») (1918 г.), «Зверьки» (1921 г.), «Игры».
⠀
Во время написания цикла Вила Лобос находился под впечатлением музыки импрессионистов (это можно услышать в пьесах), но, при этом в «Мире ребенка» отчетливо заявило о себе народное искусство Бразилии, исследователи отмечают, что пьесы сюиты были вдохновлены детским фольклором. Музыка эта яркая и виртуозная, очень эффектная, она наполнена диссонансами, атональными и политональными эпизодами, ритмически и «энергетически» очень активная.
⠀
Названия циклов очерчивают круг образов, которые поднимаются в пьесах. В «Зверьках» даны музыкальные сценки, посвященные различным животным и насекомым (например, можно услышать пьесу «Маленький бумажный таракан», «Маленький стеклянный волк»).
В «Куклах» слушателя ждут всевозможные музыкальные портреты игрушек, все они остро характерные и каждая со своей отличительной чертой: «Маленькая блондинка» (изящная фарфоровая куколка), «Маленькая смуглянка» (решительная и активная кукла из папье-маше), «Маленькая метиска» (глиняная кукла), «Маленькая мулатка» (резиновая кукла), «Маленькая негритянка» (деревянная кукла), и две контрастные по характеру тряпичные куклы: «Маленькая нищенка» и «Колдунья».
⠀
Но одной из самых известных и популярных пьес этой сюиты стала миниатюра «Полишинель»:
Весь цикл: