Стравинский

СТРАВИНСКИЙ — ДЕТЯМ: ВОКАЛЬНЫЕ И ФОРТЕПИАННЫЕ МИНИАТЮРЫ

«…Тому волосы надрал, /Чичер с кровью, Ячер с мясом, / С печенью, перепеченью…», — это слова из одной песни И. Стравинского, посвященной композитором сыну (из цикла «Три песенки. Из воспоминаний юношеских годов»).

⠀Даже не зная музыки, опираясь только на текст, можно вполне справедливо предположить, что в своих детских пьесах композитор далеко ушел от романтической трактовки образов, которая была характерна еще для многих детских альбомов рубежа веков.

⠀Стравинский обращается к детской теме в музыке в 1910-20-х годах.

⠀В то время он создает упомянутые «Три песенки», «Три истории для детей» (куда вошли потешки «Тили-бом», «Гуси-лебеди» и «Песня Медведя»), «Колыбельную», фортепианный цикл «Пять пальцев». Многие из этих произведений Стравинский посвящает собственным детям.

⠀Работая с фольклорным текстом, обращаясь к народным темам в своей детской музыке, композитор не раскрывает перед нами внутренний мир ребенка, не касается его переживаний, его психологии. Не следует ждать  в детских циклах Стравинского картины игр или сценки, рисующие повседневные занятия детей. Композитор в своей музыке не рассказывает о детях, в ней он разговаривает с ребенком: читает ему сказки, иногда очень страшные сказки, которые одновременно пугают и притягивают  маленького слушателя.

При этом, говоря с детьми, Стравинский не подстраивается и не упрощает свой музыкальный язык: маленький слушатель встретится в циклах композитора с интересными острыми и ярко-характерными тембрально-ладовыми и ритмическими оборотами. Даже в детской музыке Стравинский ищет, пробует и открывает новое.

Таким новаторским и необычным стал цикл «Пять пальцев» (1921 г), который включил в себя 8 миниатюр (Подробнее о цикле «Пять пальцев»).

Сам композитор так пояснял главную особенность своего цикла: «…пять пальцев правой руки, поставленные на клавиши, уже не меняют своего положения в течение периода или всей пьески, тогда как левая рука, аккомпанирующая мелодии, выполняет самый простой гармонический или контрапунктический рисунок. <…> Мне хотелось самыми скромными средствами пробудить в ребенке вкус к комбинациям мелодического рисунка с упрощенным аккомпанементом».

И.Стравинский. «Хроника моей жизни»

Такой, казалось бы, простой музыкальный эксперимент превратился в один из интереснейших циклов, отразивших в себе новые пути фортепианной музыки XX века.

«Пять пальцев» … — творение воистину изумительное, модель высшего отбора в искусстве звуков, для фортепианной же музыки XX века модель фактурного аскетизма, полюс относительно явлений романтического стиля…» .

Л. Гаккель. Из книги «Фортепианная музыка XX века»

В своей книге музыковед Л.Е. Гаккель дает очень подробный разбор сюиты «Пять пальцев» Стравинского, и отмечает, что, если как следует присмотреться, то в этом небольшом цикле мы «увидим — как ни громко это звучит — этап пути всей фортепианной музыки XX века к новому «звучащему образу» фортепиано от его прежнего, романтического образа».

Вернуться к началу
error:
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять