Стравинский

ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ. И.СТРАВИНСКИЙ

«Пять пальцев» – фортепианный цикл И. Стравинского, созданный в 1921 г. Цикл включает в себя восемь очень легких миниатюр: Andantino, Allegro, Allegretto, Larghetto, Moderato, Lento, Vivo, Pesante.

 В основе партии правой руки в каждой пьесе цикла лежат всего лишь пять клавиш. О главной особенности сборника «Пять пальцев» сам композитор рассказал в книге «Хроника моей жизни»:

«Это восемь очень легких мелодий, в которых пять пальцев правой руки, поставленные на клавиши, уже не меняют своего положения в течение периода или всей пьески, тогда как левая рука, аккомпанирующая мелодии, выполняет самый простой гармонический или контрапунктический рисунок. Работать над этими маленькими вещицами мне было довольно занятно. Мне хотелось самыми скромными средствами пробудить в ребенке вкус к комбинациям мелодического рисунка с упрощенным аккомпанементом».

(Стравинский И.Ф. Хроника моей жизни. – М: Композитор, 2005. С. 210-211).

В своей книге музыковед Л.Е. Гаккель дает очень подробный разбор сюиты «Пять пальцев» Стравинского, и отмечает, что, если как следует присмотреться, то в этом небольшом цикле мы

«увидим — как ни громко это звучит — этап пути всей фортепианной музыки XX века к новому «звучащему образу» фортепиано от его прежнего, романтического образа

«Пять пальцев» … — творение воистину изумительное, модель высшего отбора в искусстве звуков, для фортепианной же музыки XX века модель фактурного аскетизма, полюс относительно явлений романтического стиля…» .

Л. Гаккель. Из книги «Фортепианная музыка XX века»

Идея этого цикла Стравинского перекликается с «Пятиклавишными пьесами» Ц. Кюи, написанными в 1906 г. для фортепиано в 4 руки. Первая партия в цикле Кюи строится лишь на пяти фортепианных клавишах, что и отражено в названии опуса.

Вернуться к началу
error:
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять