«Хроника моей жизни» — такое название получила одна из книг Игоря Стравинского. Предлагаем вспомнить цитаты из этой работы и воссоздать творческий портрет знаменитого композитора.
«… я часто вспоминаю пение баб из соседней деревни. Их было много, и они пели в унисон каждый вечер, возвращаясь с работы. И сейчас еще я помню точно этот напев и их манеру петь. Когда дома, подражая им, я напевал эту песню, взрослые хвалили мой слух. Помнится, эти похвалы доставляли мне большое удовольствие.
И — любопытное дело — этот простой эпизод, сам по себе довольно незначительный, имеет для меня особенный смысл, потому что именно с этого момента я почувствовал себя музыкантом».
И. Стравинский «Хроника моей жизни»
Впоследствии из этих первых музыкальных впечатлений и опытов вырастут эпохальные произведения, которым суждено будет стать символом музыки XX века.
В чем главные особенности творчества Стравинского?
Стравинский — композитор-универсал, если вы откроете список его произведений, поразитесь разнообразию их тем-образов и жанров: композитор писал оперы, балеты, симфонические и вокальные партитуры, различные инструментальные ансамбли и концерты, кроме того явился создателем необычных смешанных жанров (назовем для примера «балет с пением» «Пульчинелла», но он далеко не единственный: произведений таких оригинальных авторских жанров в творчестве Стравинского достаточно много).
Еще одна особенность творческого портрета композитора связана с яркой и многогранной стилевой палитрой, которая присутствует в его произведениях. Стравинского называли «человеком тысячи одного стиля», сам он не спорил, и говорил, что «вобрал в себя всю историю музыки».
Обыкновенно, выделяют три периода в творческой жизни Стравинского:
1. За первым периодом закрепилось название «русский» (к нему относят в том числе и известные всем балеты «Весна священная», «Петрушка», «Жар-птица»). Для этого периода характерно обращение к русским темам, работа с русским фольклором, обновление музыкального языка (вспомните или послушайте «Весну священную» — музыка политональная, насыщенна диссонансами, ритмически и энергетически острая, намагниченная).
«Сдвинулись тональности. Вместо того, чтобы стройно чередоваться, они вдруг начинают громоздиться друг на друга. И сдвинулись интервалы. Октавы внезапно соскользнули на септимы. Или выходит так, что внизу оказывается мажор, а верхний аккорд, как ни в чем не бывало, съехал на минор <…>. И сдвинулись ритмы. От правильных тактов отскочили где четверть, где восьмушка и преспокойно прогуливаются на свободе, либо разбежались по соседним тактам, тем самым нарушив их стройность и симметрию».
Критик В. Каратыгин о «Весне священной» И. Стравинского
2. Второй период (1920-30 гг.) творчества Стравинского связан с поворотом к неоклассицизму: происходит возрождение и переосмысление языка ушедших эпох (классицизма, барокко), обращение к ярким образам, проявившимся в мировой литературе и искусстве (оперы «Царь Эдип», «Похождение повесы», балет «Аполлон Мусагет»).
3. Для последнего — третьего периода — характерна философско-аскетичная и минималистская манера выражения мыслей и идей, использование додекафонной техники письма.
Что послушать и посмотреть?
🎧Сюита из балета «Петрушка» (Запись концерта 1962 г. Дирижирует автор)
🎧Три фрагмента из балета «Петрушка» (фортепианная транскрипция)
🎧»Весна священная» (балет)
🎧Сюита из балета «Пульчинелла»
🎧 «Кошачьи колыбельные» для контральто и трех кларнетов
🎧Piano-Rag-Music
🎧Мультфильм “Жар-птица” 1984 г. (использована музыка из одноименного балета И.Стравинского)
Что почитать по теме?
📚Игорь Стравинский. Диалоги, Воспоминания. Размышления. Комментарии
📚М. Друскин. Игорь Стравинский. Личность, творчество, взгляды
📚С. Савенко. Мир Стравинского
📚Б. Ярустовский. Игорь Стравинский
📚Б. Асафьев. Книга о Стравинском
📚 Л. Гаккель. Глава, посвященная Стравинскому, из книги «Фортепианная музыка XX века»
📚Виртуальная выставка (ОР РНБ): « И. Ф. Стравинский на родине»
📚Как правильно слушать Стравинского (материал портала «Культура.рф»)