Стравинский

ИГОРЬ СТРАВИНСКИЙ: ХРОНИКА ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

«Хроника моей жизни» — такое название получила одна из книг  Игоря Стравинского. В рамках новой рубрики «Азбука классической музыки» рассказываем об особенностях творческого портрета знаменитого композитора.

«… я часто вспоминаю пение баб из соседней деревни. Их было много, и они пели в унисон каждый вечер, возвращаясь с работы. И сейчас еще я помню точно этот напев и их манеру петь. Когда дома, подражая им, я напевал эту песню, взрослые хвалили мой слух. Помнится, эти похвалы доставляли мне большое удовольствие.

И — любопытное дело — этот простой эпизод, сам по себе довольно незначительный, имеет для меня особенный смысл, потому что именно с этого момента я почувствовал себя музыкантом».

И. Стравинский «Хроника моей жизни»

Впоследствии из этих первых музыкальных впечатлений и опытов вырастут эпохальные произведения, которым суждено будет стать символом музыки XX века.

В чем главные особенности творчества Стравинского?

Стравинский — композитор-универсал, если вы откроете список его произведений, поразитесь разнообразию их тем-образов и жанров: композитор писал оперы, балеты, симфонические и вокальные партитуры, различные инструментальные ансамбли и концерты, кроме того явился создателем необычных смешанных жанров (назовем для примера «балет с пением» «Пульчинелла», но он далеко не единственный: произведений таких оригинальных авторских жанров в творчестве Стравинского достаточно много).

Еще одна особенность творческого портрета композитора связана с яркой и многогранной стилевой палитрой, которая присутствует в его произведениях. Стравинского называли «человеком тысячи одного стиля», сам он не спорил, и говорил, что «вобрал в себя всю историю музыки».

Обыкновенно, выделяют три периода в творческой жизни Стравинского:

1. За первым периодом закрепилось название «русский» (к нему относят в том числе и известные всем балеты «Весна священная», «Петрушка», «Жар-птица»). Для этого периода характерно обращение к русским темам, работа с русским фольклором, обновление музыкального языка (вспомните или послушайте «Весну священную» — музыка политональная, насыщенна диссонансами, ритмически и энергетически острая, намагниченная).

«Сдвинулись тональности. Вместо того, чтобы стройно чередоваться, они вдруг начинают громоздиться друг на друга. И сдвинулись интервалы. Октавы внезапно соскользнули на септимы. Или выходит так, что внизу оказывается мажор, а верхний аккорд, как ни в чем не бывало, съехал на минор <…>. И сдвинулись ритмы. От правильных тактов отскочили где четверть, где восьмушка и преспокойно прогуливаются на свободе, либо разбежались по соседним тактам, тем самым нарушив их стройность и симметрию».

Критик В. Каратыгин о «Весне священной» И. Стравинского

2. Второй период (1920-30 гг.) творчества Стравинского связан с поворотом к неоклассицизму: происходит возрождение и переосмысление языка ушедших эпох (классицизма, барокко), обращение к ярким образам, проявившимся в мировой литературе и искусстве (оперы «Царь Эдип», «Похождение повесы», балет «Аполлон Мусагет»).

3. Для последнего — третьего периода — характерна философско-аскетичная и минималистская манера выражения мыслей и идей, использование додекафонной техники письма.

Что послушать и посмотреть?

🎧Сюита из балета «Петрушка» (Запись концерта 1962 г. Дирижирует автор)

🎧Три фрагмента из балета «Петрушка» (фортепианная транскрипция)

🎧»Весна священная» (балет)

🎧Сюита из балета «Пульчинелла»

🎧 «Кошачьи колыбельные» для контральто и трех кларнетов

🎧Piano-Rag-Music

🎧Мультфильм “Жар-птица” 1984 г. (использована музыка из одноименного балета И.Стравинского)

  Что почитать по теме?

📚Игорь Стравинский. Диалоги, Воспоминания. Размышления. Комментарии

📚М. Друскин. Игорь Стравинский. Личность, творчество, взгляды

📚С. Савенко. Мир Стравинского

📚Б. Ярустовский. Игорь Стравинский

📚Б. Асафьев. Книга о Стравинском

📚 Л. Гаккель. Глава, посвященная Стравинскому, из книги «Фортепианная музыка XX века»

📚Виртуальная выставка (ОР РНБ): « И. Ф. Стравинский на родине» 

📚Как правильно слушать Стравинского (материал портала «Культура.рф»)

Вернуться к началу
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять