Ребиков

СИЛУЭТЫ

«Силуэты» (op. 31) – фортепианный цикл композитора Владимира Ребикова (1866-1920). Цикл имеет подзаголовок: «девять картинок из жизни детей».

Образная сфера  пьес, вошедших в «Силуэты», включает в себя яркие портреты сказочных героев, пейзажные зарисовки, картины детских игр и сценки из повседневной жизни ребенка. Открывает цикл светлая мажорная пьеса «Дети катаются на коньках». Музыка миниатюры построена на одной остинатной мелодико-ритмической формуле (квартовые поступенные восходящие и низходящие попевки), которая имитирует эффект скольжения на коньках. Пьеса передает радостно-возбужденную атмосферу, царящую в солнечный зимний день на катке. Вторая миниатюра цикла «Бродячие музыканты» — простой вальс, «сухой» остинатный аккомпанемент которого подражает звучанию шарманки – неизменной спутницы уличных музыкантов. Пьеса имеет трехчастное строение. Постепенно нарастающая динамика мелодии вальса в первой части миниатюры и постепенное ее затихание в репризе создает эффект приближения и удаления музыкантов, средняя часть произведения рисует сценку, разыгрываемую бродячими артистами перед публикой.

Третья пьеса цикла — «Мама у колыбели» — поэтичная минорная миниатюра, мерные укачивающие интонации в аккомпанементе, нежная лирическая мелодия, в которой слышны колыбельные интонации, рисуют образ любящей матери, переживающей за своего ребенка. Миниатюра «Игра в солдатики» — активный быстрый марш, пронизанный четким пунктирным ритмом и фанфарными интонациями, передает образ бойких и смелых деревянных солдатиков. Контрастом к этой «мальчишеской» миниатюре выступает седьмая пьеса цикла, в которой царит атмосфера детской, где играет маленькая девочка. Пьеса «Девочка укачивает свою куклу» — лирическая зарисовка детской игры. Нежная мелодия в высоком регистре, сотканная из повторяющихся оборотов и призванных укачать и убаюкать куклу ласковых интонаций, плавно течет на фоне размеренного органного пункта в аккомпанементе, создающего атмосферу покоя и умиротворения.

Пятая и восьмая пьесы цикла – «Вечер на лугу» и «Пастух на дудочке играет» — музыкальные пейзажи, воспевающие красоту русской природы. Контрастные по характеру пьесы пронизаны фольклорными интонациями, большую роль в них играет принцип ладовой переменности и вариантного развития мелодики, характерные для народной песни.

Шестая и девятая миниатюры цикла – рисуют портреты сказочных персонажей. Пьеса «Фея» передает образ неземного хрупкого существа, прекрасной феи, которая появляется перед слушателями окутанной легкой и зыбкой «импрессионистической» дымкой. Завершает цикл пьеса контрастная воздушной атмосфере «фейного» царства — миниатюра «Колдунья в лесу». Колорит низкого регистра и фактура, пронизанная резкими и терпкими звучаниями тритонов и других диссонансов, призваны нарисовать образ злой волшебницы. В двух сказочных пьесах цикла ярко проявились новаторские музыкально-изобразительные приемы, которые применял композитор: «среди них использование целотонового звукоряда в качестве звуковой основы произведений, нетерцовая гармоническая вертикаль, сонорные свойства аккордов, создающих театрально-рельефную персонификацию сказочных образов». (Четыркина Л.И. Указ соч.)

Следует отметить, что «Силуэты» не единственный цикл, посвященный Ребиковым детям. Тема детства играла особую роль в творчестве Ребикова и не раз появляется в фортепианных произведениях композитора (циклы «Игрушки на елке», «Из античного мира»), в вокальных сочинениях (детские песни и хоры), а также в сочинениях, предназначенных для театральной сцены (опера «Елка», балет «Белоснежка»).

Литература:

Четыркина Л.И. Художественный мир сочинений В. Ребикова для детей. ДЕТСТВО МУЗЫКАНТОВ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ (МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ДИСКУРС). Материалы Всероссийского симпозиума шестой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования. 2017
Издательство: Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки. С. 238-244. Текст статьи на сайте elibrary.ru: https://elibrary.ru/item.asp?id=29374506

Иллюстрация: В. Серов. Портрет Мики Морозова, 1901 г.

Вернуться к началу
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять