Предлагаем послушать фортепианные миниатюры Ямады Косаку (1866-1965).
Ямаду Косаку обыкновенно называют основоположником японской композиторской школы и японской классической музыки. Музыкальное образование Ямада получил в родном Токио и в Европе (учился в Берлинской Высшей музыкальной школе у М. Бруха). Попутешествовав и набравшись опыта, в 1914 г. Ямада Косаку вернулся на Родину, где постепенно окреп и сложился его особенный, сплавленный из разных музыкальных традиций стиль.
⠀
Романтики (Шопен, Шуман), импрессионисты (в частности Дебюсси) и Скрябин — вот те композиторы, влияние которых испытывал в начале пути Ямада Косаку. Работая в русле европейской музыкальной традиции, он в то же время сумел отразить в своих произведениях яркие черты традиционной культуры Японии. Этот сплав разных традиций и делает его творчество самобытным и необычайно интересным для слушателей и исполнителей.
⠀
Ямада Косаку — многоплановый композитор, много работал в разных жанрах (ему принадлежат оперы, балеты, симфонии, фортепианные произведения, камерно-вокальные, хоровые и инструментальные сочинения). Отдельно следует отметить и произведения этого композитора, посвященные юным слушателям и исполнителям.
⠀
Например, известен цикл Ямады Косаку «Детям и взрослым» (1916 г.). Он состоит из программных пьес, отразивших добрые дружеские отношения композитора со своими племянниками.
⠀
Сегодня предлагаем вам послушать небольшую сюиту «Японские силуэты» (Japanese silhouettes), созданную в 1919 г. Цикл этот написан очень простым языком, доступным для исполнения начинающим музыкантам. Пьесы пронизаны интонациями, характерными для музыкальной культуры Японии, при этом образная составляющая, наверняка, напомнит вам о европейских детских альбомах рубежа веков. В сюиту вошли 4 программные пьесы, рисующие природные картины и сценки из жизни детей:
«Доброе утро»,
«Добрый день»,
«Добрый вечер»,
«Доброй ночи».