Вьерн

ДЕТСКИЕ СИЛУЭТЫ

Луи Вьерн появился на свет в 1870 . во Франции в семье редактора. С самого рождения мальчика преследовали проблемы со зрением, он практически не видел. Операция, которую Вьерну сделали в 6-летнем возрасте, лишь немного улучшила положение. Природа, лишив мальчика полноценного зрения, наделила его музыкальностью и неординарными творческими способностями.

Первым, кто разглядел талант Вьерна, стал его дядя профессиональный музыкант – Шарль Колен. Именно дядя знакомит юного Луи с творчеством знаменитого французского композитора и органиста С. Франка, который в недалеком будущем станет учителем Вьерна в Парижской консерватории (после смерти Франка наставником Вьерна станет другой прославленный органист Ш.М. Видор). До поступления в консерваторию и знакомства с выдающимися деятелями французской культуры Вьерн 9 лет проучился в институте-интернате для молодых слепых, где среди прочих предметов углубленно изучали музыкальные дисциплины: преподавали теорию и сольфеджио, оркестровые классы, фортепиано и даже орган.
Именно органу суждено было стать главным инструментом в творческой жизни композитора Луи Вьерна. Для этого инструмента он пишет свои крупные сочинения, которые приносят ему мировую славу (6 органных симфоний, «Торжественную мессу» для хора, органа и оркестра, «24 фантастические пьесы»). Вьерн не только сочинял для органа, но и сам виртуозно владел этим инструментом. Это позволило ему одержать победу в конкурсе на место титулярного органиста в знаменитом Соборе Парижской Богоматери. Эту должность композитор занимал до конца своей жизни, которая внезапно оборвалась в 1937 г. за органом собора во время 1750-го концерта «великого французского слепого органиста».
Помимо органных произведений Вьерн проявил себя в фортепианной, симфонической, камерно-вокальной и камерно-инструментальной музыке. Некоторые произведения несут на себе печать тяжелых испытаний, которые выпали на долю Вьерна. Несмотря на постоянную борьбу с недугом и череду операций, композитор окончательно лишается зрения в 1915 г. В этот же период одного за другим Вьерн теряет родных: мать, младшего брата, старшего сына. Первая мировая война уносит любимых учеников Вьерна и его младшего сына. Все переживания, связанные с утратой близких, отразились в фортепианной поэме Вьерна «Одиночество» (1918 г.)
В этот сложный период своей жизни композитор создает и светлый, радостный и поэтичный цикл – «Детские силуэты» (1916 г.)
В 1916-1918 гг. Вьерн, опустошенный невзгодами, на время покидает Францию. Композитор был принят в Швейцарии в семье своего друга баронессы Буарувре. В это время Вьерн очень привязался к детям баронессы, своим юным друзьям композитор и посвятил свои «Детские силуэты». В этот цикл вошли 5 фортепианных миниатюр, каждая имеет название и посвящение: «Вальс» (написан для Мориса), «Песня» (для Анри), «Дивертисмент» (для Кристиан), «Баркарола» (для Гая), «Гавот в старинном стиле» (посвящен Сюзет).
Вальс. Отличительная черта этого вальса – отсутствие характерного для жанра аккордового аккомпанемента. Две мелодические линии (тема и сопровождение) переплетаясь вместе, передают, волнообразное движение лирической миниатюры.

Песня. Пунктирный ритм и призывные квартовые интонации, которые встречаются в этом номере, динамичное движение пьесы дают понять, что миниатюра посвящена композитором мальчику.

Дивертисмент. Одна из самых виртуозных пьес цикла. Моторное движение шестнадцатыми длительностями не прерывается ни на мгновение, словно в калейдоскопе проносятся перед нами череда ярких событий, которыми наполнен день маленького ребенка.

Баркарола. На смену непрерывному движению «Дивертисмента» приходит мерная, спокойная, нежная мелодия баркаролы.

Завершает цикл самая масштабная пьеса опуса «Гавот в старинном стиле». Этот старинный танец, написанный Вьерном, передает радостное и приподнятое настроение, характерное для всего цикла в целом.

Ноты цикла на сайте primanota.ru
Литература:
Статья написана по материалам диссертации М. Оболенской «Фортепианное творчество Луи Вьерна в аспекте ценностной теории стиля», 2017 г.

Иллюстрация: Л. Вьерн за органом. Источник: https://commons.wikimedia.org


Вернуться к началу
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять