Сергей Борткевич — композитор, пианист, педагог. Родился в 1877 году в Харькове. Первые уроки музыки получил от своей матери – Софьи Ушинской. Затем продолжил обучение в харьковской музыкальной школе. Главными музыкальными впечатлениями юного музыканта, как сам впоследствии вспоминал композитор, стал приезд в Харьков Антона Рубинштейна и концерт Петра Чайковского с харьковским симфоническим оркестром.
Музыкальное образование Борткевич продолжил в Санкт-Петербурге: он поступил в консерваторию (класс фортепиано К. Фан-Арк, теория музыки – А. Лядов) и одновременно, по настоянию отца, на юридический факультет Петербургского университета. Революционные события, последовавшая за ними служба в армии и тяжелая болезнь (воспаление легких) не позволили Борткевичу закончить образование в Петербурге, в 1900 году он продолжает свое обучение в Лейпцигской консерватории у ученика Листа Альфреда Рейзенауэра.
После окончания консерватории Борткевич концертирует как пианист по городам Европы и России, в этих концертах он начинает исполнять свои собственные сочинения. Счастливый период обучения в консерватории и начала концертной деятельности сменился для семьи Борткевича тяготами Первой мировой войны и революционных событий: родовое имение Борткевичей под Харьковом было разграблено, музыкант пережил арест сначала в Германии (из-за своего русского происхождения), где находился в момент начала войны, а затем в России. В 1920 году Борткевич с женой покинул родную страну. За границей Борткевич жил несколько лет в Константинополе (1920-1922) и Берлине (1928-1933), большую же часть своей жизни композитор-эмигрант провел в Вене (1922-1928 и 1933-1952), где и скончался на 75-м году жизни.
Творчество Борткевича основывается на русской и западноевропейской традициях. Композитор-романтик, композитор-мелодист, Борткевич состоял в оппозиции к новым авангардным течениям в музыке XX века, продолжил в своем творчестве линию, идущую от музыки П. Чайковского, раннего Скрябина, Рахманинова. С другой стороны, произведения Борткевича напоминают о западноевропейской музыкальной традиции: на композитора оказала влияние музыка Шопена, Листа, Шумана. Наследие Борткевича включает в себя оперу, симфонические произведения, инструментальные концерты, камерно-вокальные и инструментальные сочинения. Основу творчества композитора-пианиста С. Борткевича составляют произведения для фортепиано (концерты для фортепиано оркестром, программные пьесы, сонаты, вальсы, прелюдии, этюды, баллада, роман для фортепиано и т.д.).
Среди фортепианных произведений композитора отдельно можно выделить циклы, посвященные детям. Тема детства представлена в творчестве Борткевича следующими фортепианными опусами:
Op. 14. «Из моего детства». Шесть пьес для фортепиано (1911 г.)
Op. 21. «Маленький путешественник» (1922 г.)
Op. 30. «Музыкальные картинки по сказкам Андерсена» (1925)
Op. 39. «Детство», 14 легких пьес по книге Л. Толстого (1930)
Op. 54. «Марионетки», 9 пьес для фортепиано (1938)
Op. 68. «Приключения Тома Сойера», 6 пьес для фортепиано (1948)
Литература:
Сайт о жизни и творчестве композитора С. Борткевича. Sergei Bortkiewicz: his life and music. URL: https://sergeibortkiewicz.com
Резник Анна Леонидовна. Творческий путь и фортепианное наследие С.Э. Борткевича: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: 17.00.02 / [Место защиты: ФГБОУ ВО Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки], 2017