Чайковский

ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ

Детский альбом (op. 39) – сюита П. Чайковского, посвященная миру ребенка.

«Детский альбом» включает в себя 24 пьесы для фортепиано, над ними композитор работал весной-летом 1878 г., а в декабре этого же года сообщает в письме к мужу своей сестры, что вышел сборник детских пьес и что он посвятил свое новое сочинение племяннику – Володе Давыдову: «Скажи Бобику, что напечатаны ноты с картиночками, что ноты сочинил дядя Петя, и что на них написано: посвящается Володе Давыдову. Он, глупенький, и не поймет, что значит посвящается! А я напишу Юргенсону, чтобы послал в Каменку экземпляр. Меня только немало смущает, что Митюк /старший сын сестры Чайковского Дмитрий – прим. Д.а./, пожалуй, обидится немножко. Но, согласись сам, можно ли ему посвящать музыкальные сочинения, когда он прямо говорит, что музыку не любит? А Бобику, хоть ради его неподражаемо прелестной фигурки, когда он играет, смотрит в ноты и считает, — можно целые симфонии посвящать». (Цит. по Чайковский П.И. Полное собрание сочинений. Т.7. М., 1962. С. 531).

О зарождении идеи написать цикл пьес для детей и о работе над ее воплощением узнаем также из писем композитора. Из письма Чайковского к издателю Юргенсону (февраль 1878 г.): «… я предположил себе понемножку писать маленькие пиэсы. Хочу попробовать написать ряд легких пиэс, Kinderstuck-ов. Это будет для меня приятно, а для тебя, я думаю, даже и выгодно…». ( Цит. по: Чайковский П.И. Полное собрание сочинений. Т.7. М., 1962. С. 120).

Из письма Чайковского к Н. Ф. фон Мекк: (30 апреля 1878 г.): «Завтра примусь я за сборник миниатюрных пиэс для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями как у Шумана». (Цит. по: Чайковский П.И. Полное собрание сочинений. Т.7. М., 1962. С. 238).

Образная сфера «Детского альбома» разнообразна и многогранна и включает в себя пьесы, обращающиеся к нравственным и духовным чувствам ребенка («Утренняя молитва», «В церкви»), миниатюры, в которых появляются сказочные и волшебные персонажи («Баба-Яга», «Нянина сказка»), жанрово-бытовые сценки и зарисовки («Мужик на гармонике играет», «Шарманщик поет»), портреты близких людей, окружающих ребенка («Мама», «Нянина сказка»), картины игр («Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Новая кукла», «Болезнь куклы», «Похороны куклы»), музыкальные пейзажи и образы природы («Зимнее утро», «Песня жаворонка»).


Ряд пьес «Детского альбома» знакомит ребенка с культурой различных стран: фортепианные миниатюры приглашают маленького слушателя в путешествие по Европе («Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка»). В «Детском альбоме» композитор обращается и к фольклорным образам и народным темам, характерным для культуры России («Камаринская», «Русская песня», «Мужик на гармонике играет»). Особое место занимают в сборнике пьесы танцевального жанра: «Полька», «Мазурка», «Вальс».


Музыковед И. Немировская в своем исследовании, посвященном феномену детства в русской музыке, отмечает: «Детский альбом», наполненный подлинными фольклорными темами, обладает богатой жанровой палитрой: песни и песенки, скерцо, марш, пляска, наигрыш, танец, колыбельная, молитвенное песнопение. Смысловым лейтмотивом цикла становится круговорот событий, а лейтжанром — кружащийся вальс в его русском («Вальс», «Новая кукла», «Сладкая греза»), итальянском («Итальянская песенка», «Шарманщик поет») и австро-немецком преломлении (лендлер в «Немецкой песенке»). В большой степени именно вальс погружает слушателя в атмосферу мягкой романтической лирики, столь естественной для выражения образов детства у Чайковского». (Немировская И.А. Феномен детства в творчестве отечественных композиторов второй половины XIX — первой половины XX веков : автореферат дис. … доктора искусствоведения : 17.00.02 / Немировская Иза Абрамовна; [Место защиты: Магнитог. гос. консерватория им. М.И. Глинки]. — Магнитогорск, 2011. — 48 с.)


Одной из «загадок» «Детского альбома» музыковеды считают изменение порядка пьес в первом издании сборника по сравнению с его автографом. Подробно этот вопрос раскрывает С. Айзенштадт в своей работе «Детский альбом» П.И. Чайковского»: анализируя первоначальный порядок пьес, задуманный Чайковским, и расположение миниатюр в первом издании «Детского альбома», музыковед приходит к выводу, что в автографе более явственно прослеживается глубинный смысл «Детского альбома», его «недетскость». Пьесы выстраиваются два смысловых ряда, два сюжета: «Первый – День ребенка». Утро; игры и танцы, прогулка в деревню, мечты о путешествиях, дальних странах; вечер и ночь; пробуждение при звуках песни жаворонка; снова вечер, молитвы, раскаяние в детских прегрешениях; светлые мысли перед сном. Второй – «Жизнь человека». Пробуждение личности, размышление о религии, предчувствие опасностей окружающего мира; радости юности и первые утраты; годы странствий, возвращение домой, жизненные коллизии; нравственное обновление, мысли о смерти, покаяние, итоговое принятие жизни». (Цит по: Айзенштадт А.С. «Детский альбом» П.И. Чайковского. – М.: Классика – XXI, 2003. С. 22)

«Детский альбом» — как один из самых значимых и центральных циклов, написанных для детей, в истории русской музыки неизменно привлекает к себе внимание исполнителей, слушателей, критиков и музыковедов. Закончить нашу статью мы бы хотели яркой цитатой о «Детском альбоме» композитора Б. Асафьева: «Своими лирическими мелодиями композитор заставляет инструмент … и петь, и беседовать, и веселиться, изображая некоторые забавные сценки, и сказывать сказки». (Асафьев, Б.В. Русская музыка о детях и для детей /Асафьев Б. Избранные труды. Т. 4. – М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1955. — С. 103)

«Альбом» Чайковского в самом деле домашний альбом его эпохи, загляните в таковые. В них и поздравления, и стихи на память, и разные записи семейных происшествий, и карандашные зарисовки родной природы, и сувениры путешествий с маленькими акварельками и т.д. Нечто близкое к этому – все 24 пьесы, … в которых нет ничего случайного, мозаичного и внешне привходящего». (Асафьев, Б.В. Русская музыка о детях и для детей /Асафьев Б. Избранные труды. Т. 4. – М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1955. — С.106)

Литература:

Айзенштадт А.С. «Детский альбом» П.И. Чайковского. – М.: Классика – XXI, 2003. 80 c.

Немировская И.А. Феномен детства в творчестве отечественных композиторов второй половины XIX — первой половины XX веков : автореферат дис. … доктора искусствоведения : 17.00.02 / Немировская Иза Абрамовна; [Место защиты: Магнитог. гос. консерватория им. М.И. Глинки]. — Магнитогорск, 2011. — 48 с.

Асафьев, Б.В. Русская музыка о детях и для детей /Асафьев Б. Избранные труды. Т. 4. – М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1955.

Иллюстрация: Маковский К.Е. Портрет детей Стасовых, 1870-е. © https://commons.wikimedia.org


Вернуться к началу
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять