Шостакович

ШОСТАКОВИЧ — ДЕТЯМ: «ДЕТСКАЯ ТЕТРАДЬ», «ТАНЦЫ КУКОЛ», «СКАЗКА О ГЛУПОМ МЫШОНКЕ»

История музыки знает много примеров, когда композиторы сочиняли небольшие и несложные пьесы для своих собственных детей. Тут можно вспомнить музыкальную тетрадь, преподнесенную Р. Шуманом на день рождения своей старшей дочери (из этой самой тетради впоследствии вырос «Альбом для юношества»), фортепианный цикл «Детский уголок» К. Дебюсси, который композитор написал для дочери, «Пятиклавишные пьесы», посвященные композитором Ц. Кюи своему внуку. К таким «семейным» детским альбомам можно отнести и «Детскую тетрадь» Д. Шостаковича.



Семь небольших фортепианных пьес, составивших эту тетрадь, композитор создал в 1944-1945 гг. для того, чтобы увлечь музыкальными занятиями свою дочь Галину. Все миниатюры технически не сложны (ведь композитор писал их для начинающей обучение маленькой пианистки), но при всей кажущейся простоте и лаконичности пьесы несут в себе много интересных технических задач и оригинальных художественных деталей. Яркий пример этого – две музыкальные сказки, вошедшие в цикл. «Веселая сказка» написана Шостаковичем в ми миноре, а «Грустная сказка» — в соль мажоре. «Отвергая школьный трафарет «мажор – весело, минор грустно», композитор делает темп главным условием образности: «Грустная сказка» — это Adagio, а «Веселая» — Allegretto!», — восхищается композиторской находкой Шостаковича музыковед Л. Гаккель (цит. по: Л. Гаккель. Фортепианная музыка XX века. – Л.: Сов. композитор, 1990. С. 268). Так две маленькие пьесы расширяют границы музыкального видения ребенка, помогают перестать мыслить шаблонно и призывают к творческим поискам.

Есть в «Детской тетради» и замечательные по своей яркой образности пьесы «Медведь» (неуклюжесть косолапого мишки композитор передает с помощью больших скачков в партиях обеих рук) и «Заводная кукла» (назойливо повторяющийся мотив на протяжении всей пьесы имитирует одинаковые механические движения куклы), активный «Марш» и грустный «Вальс», «торжественная» музыкальная картинка «День рождения».





ТАНЦЫ КУКОЛ
Через семь лет после создания «Детской тетради» композитор вновь обращается к теме детства в своем творчестве: 1952 годом датируется знаменитый фортепианный цикл «Танцы кукол». Говоря об этом произведении Шостаковича, необходимо вспомнить о балетах композитора. Шостаковичу принадлежат три балета («Золотой век», «Светлый ручей», «Болт»), сценическая история их была омрачена печально известной статьей «Балетная фальшь», в которой на композитора обрушились с резкой, ничем неоправданной критикой цензоры советской власти. Балетам был закрыт путь на сцену, в симфонических концертах можно было услышать лишь отдельные номера из них, которые были объединены в балетные сюиты. Впоследствии некоторые пьесы из балетных сюит были переложены Шостаковичем для фортепиано, эти фортепианные транскрипции и вошли в цикл «Танцы кукол».




Как и «Детская тетрадь», «Танцы кукол» включают в себя семь разнохарактерных пьес, в которых ощущается светлое и доброе начало, задор и юношеский оптимизм и мечтательность. Познакомить ребенка с этой музыкой Шостаковича можно с помощью советского мультфильма «Танцы кукол» (реж. Инесса Ковалевская), а также нового мультфильма из серии «Детский альбом» от студии М.И.Р.:

СКАЗКА О ГЛУПОМ МЫШОНКЕ
С мультипликацией напрямую связана еще одна работа Шостаковича, посвященная маленьким слушателям. В 1939 г. композитор пишет музыку для мультфильма режиссера М. Цехановского «Сказка о глупом мышонке» (автором сценария м/ф выступил сам автор сказки в стихах о мышонке, который никак не хотел засыпать, С. Маршак). В основе музыкальной партитуры мультфильма, по задумке композитора лежит колыбельная песня, которая видоизменяется в зависимости от того, кто из героев сказки ее исполняет. 

Вернуться к началу
error:
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять