Пятиклавишные пьесы (op. 74) – цикл композитора Цезаря Кюи. В цикл вошли 10 пьес для фортепиано в 4 руки.
Название музыкального опуса отражает его главную особенность: первая партия каждой пьесы цикла написана композитором в расчете на только начинающего обучение фортепианной игре маленького пианиста и в ее основе лежат всего лишь пять клавиш.
Интересное по теме: «ПАРАФРАЗЫ» НА ДЕТСКУЮ ТЕМУ
Вторая партия фортепианного ансамбля написана для более опытного исполнителя (мамы, старшей сестры, педагога): она обрамляет и бережно поддерживает партию ребенка, «раскрашивает» разными красками фортепианной палитры простую тему, исполняемую ребенком.
Каждая пьеса имеет программное название, которое помогает маленькому пианисту лучше понять и раскрыть образы музыкального сочинения. Образная сфера всех «пятиклавишных» пьес посвящена миру детства. Музыка просто и правдиво рассказывает о внутренних переживаниях ребенка («Похороны птички», «Мама обидела»), о его веселых играх («На лошадке», «Кукольный бал») и танцах («Расплясались»), об увлекательных прогулках и встречах с русской природой («Пасмурно», «Пастушок», «Вприсядку»), рисует образы, навеянные мечтами о путешествии в дальние страны («На Востоке»).
«Пятиклавишные пьесы» появляются в 1906 г. В этот период Кюи активно и плодотворно работал над музыкой, обращенной детям, во многом это было связано с рождением в 1905 г. внука композитора. Свои «Пятиклавишные пьесы» Кюи посвящает внуку «Юрику» (Юрию Аморетти — сыну своей дочери Лидии).
Содержание сборника:
- Похороны птички
- На лошадке
- Пасмурно
- Мама обидела
- Расплясались
- Пастушок
- Вприсядку
- Кукольный бал
- На Востоке
- Торжественный марш