Прокофьев

ДЕТСКАЯ МУЗЫКА. ПРОКОФЬЕВ

«Детская музыка» — сборник фортепианных пьес (op. 65), написанный Сергеем Прокофьевым в 1935 г. Сам композитор так вспоминал о своей работе над этим сборником: «Летом 1935 года, одновременно с «Ромео и Джульеттой», я сочинял легкие пьески для детей, в которых проснулась моя старая любовь к сонатинности, достигшая здесь, как мне казалось, полной детскости. К осени их набралась целая дюжина, которая затем вышла сборником под названием «Детская музыка», ор. 65. Последняя из пьесок, «Ходит месяц над лугами», написана на собственную, а не народную тему. Я жил тогда в Поленове, в отдельной избушке с балконом на Оку, и по вечерам любовался, как месяц гулял по полянам и лугам. Надобность в детской музыке ощущалась явно…».

В сборник вошли 12 разнохарактерных пьес, которые рассказывают о насыщенном яркими событиями одном летнем дне ребенка. То, что в «Детской музыке» царит атмосфера именно летнего дня, уточнил сам композитор: в 1941 г. Прокофьев сделал оркестровую транскрипцию нескольких пьес из своего фортепианного сборника «Детская музыка» и объединил их в сюиту, которой дал название «Летний день» (опус 65 bis). Один день маленького героя «Детской музыки» Прокофьева наполнен веселыми играми и встречами, детскими мечтами и фантазиями, яркими впечатлениями от знакомства с природой. Каждая пьеса цикла имеет название, помогающее лучше раскрыть содержание музыки перед маленькими слушателями и исполнителями.

 

Открывает цикл пьеса «Утро», рисующая картину наступления нового дня, пробуждения природы. «Прогулка» — своеобразный портрет героя всего цикла, композитор мастерски передает бодрую, пританцовывающую походку ребенка, беззаботно и весело начинающего свой день. «Сказка» — лирическая пьеса вводит слушателя в мир детских грез и фантазий. Ярким контрастом к повествовательной плавно льющейся мелодии «Сказки» выступает «Тарантелла» — одна из самых виртуозных и эффектных пьес цикла. Следом за живым итальянским танцем следует контрастная по характеру миниатюра, передающая внутреннее состояние ребенка, переживающего из-за совершенного им проступка: «Раскаяние» (первоначальное название — «Стыдно стало»). Шестая пьеса цикла — светлый «Вальс», настроение и образы которого напоминают о юных героинях Прокофьева: Наташе Ростовой, Джульетте, Золушке.

Острый пунктирный ритм и упругие скачки приходят на смену лирической мелодии вальса в пьесе-шутке под названием «Шествие кузнечиков». «Дождь и радуга» — следующая пьеса цикла – своеобразный музыкальный пейзаж, в котором средствами звукоизобразительности композитор рисует «сферу дождя» и «сферу радуги».

«Пятнашки» — посвященная детской игре виртуозная пьеса, по стремительности и виртуозности она перекликается с «Тарантеллой». Одной из самых знаменитых и часто исполняемых пьес цикла становится «Марш» — бодрая и приподнятая музыка с задорными форшлагами и упругими акцентами в мелодии, с ярким динамическим развитием и тембральными перекличками словно рисует компанию весело шагающих на встречу к новым открытиям детей.

Завершают цикл две светлые лирические миниатюры, интонационно близкие народным песням: «Вечер» (мелодию этой пьесы Прокофьев позже использовал в своем балете «Сказ о каменном цветке») и «Ходит месяц над лугами».

В образной сфере сборника продолжают развиваться темы детских музыкальных альбомов XIX в. (сказка, природные образы, сцены из детской жизни, жанровые танцевальные пьесы). Важную роль в цикле играют образы природы, музыка отдельных пьес пронизана интонационными оборотами, характерными для народных песен. Вдохновляясь, картинами русской природы и народной песней, опираясь на традицию кучкистов и на традицию, заложенную детским альбомом Чайковского, Прокофьев создает уникальный цикл детской музыки, в котором ярко и отчетливо проявился неповторимый почерк композитора-новатора. Простота форм и лаконичность, ясность музыкальной лексики, сочетаются в пьесах с типичными для композитора приемами: по-театральному яркие сопоставления контрастных эпизодов, широкий охват клавиатуры, разнообразные скачки, четкий «упругий» ритм, остинатность и моторность в музыке, смелые тональные соотношения и колоритные тембральные краски, терпкие гармонии (аккорды-«кляксы») и импровизационно извивающаяся хрупкая мелодика светлых лирических эпизодов – все это присутствует в «Детской музыке». Цикл прекрасно подходит для первого знакомства маленьких слушателей с творчеством Прокофьева и музыкой XX века.

 

Тема детства с ее задором и неиссякаемой жаждой открытия новых горизонтов, с ее отважными и в то же время мечтательными юными героями близка композитору. Не только произведения, посвященные детям (которых, следует отметить, немало: симфоническая сказка «Петя и волк», симфоническая поэма «Гадкий утенок», фортепианные пьесы «Сказки старой бабушки», балет «Золушка», оратория «На страже мира») отличаются приподнятым настроением и необыкновенно светлыми музыкальными образами, все творчество Прокофьева в целом неразрывно связано с оптимистическим взглядом на мир, жизнелюбием и верой в доброе начало. Пьесы из сборника Прокофьева «Детская музыка» звучат в мультфильме «Прогулка» (Союзмультфильм, режиссер И. Ковалевская).

 

Сюита «Летний день»(­авторская оркестровая версия избранных пьес из сборника «Дет­ская музыка»):

Мультфильм с музыкой Прокофьева «Прогулк­а» (Союзмультфильм): 

 

Вернуться к началу
error:
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять