Борткевич

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ: «ДЕТСТВО» ЛЬВА ТОЛСТОГО В МУЗЫКЕ СЕРГЕЯ БОРТКЕВИЧА

Давно не перечитывали «Детство» Толстого? Предлагаем вспомнить сцены из жизни Николеньки Иртеньева и послушать музыкальные иллюстрации к ним, созданные композитором Сергеем Борткевичем.

Музыка композитора Сергея Борткевича (1877-1952) практически не известна современному слушателю. Возможно, это связано с тем, что Борткевичу было суждено стать композитором-эмигрантом. Ученик А.К. Лядова Борткевич в 1920 году покинул Россию и его творческая жизнь с этого времени была прочно связана с Веной. Тема детства не раз привлекала композитора, в своем цикле «Из моего детства» (op. 14) — во многом автобиографичного, Борткевич вспоминает картины из жизни маленького дворянского мальчика, сказочной теме посвящен сборник композитора «Музыкальные картинки по сказкам Х.К. Андерсена», образы детства появляются в фортепианных альбомах Борткевича «Маленький путешественник» (op.21), «Марионетки» (op. 54).

В 1930 г., уже находясь заграницей, Борткевич обращается к повести Л. Толстого «Детство». Повесть эта была закончена Толстым в 1852 году и изначально рассматривалась, как первая часть задуманного романа «Четыре эпохи развития» («Детство», «Отрочество», «Юность», «Молодость»). Сцены из жизни Николеньки Иртеньева не могли не напомнить Борткевичу о его собственном детстве, проведенном в родовом имении отца, богатого помещика, под Харьковом. Вдохновленный литературным произведением и воспоминаниями о покинутой Родине, Борткевич пишет фортепианный цикл «Детство», в основу которого легли 14 глав из повести Толстого.

Какие же эпизоды литературного произведения выбирает композитор для своего цикла? Большинство пьес фортепианной сюиты — это музыкальные портреты-характеристики людей, окружающих главного героя – Николеньку Иртеньева («Maman», «Папа», «Наталья Савишна», «Гриша», «Карл Иванович»). Некоторые фортепианные миниатюры передают чувства и мысли ребенка, начинающего познавать сложный и многогранный мир («Детство», «Возможно первая любовь», «Смерть матери»). Еще одна линия цикла посвящена жанровым зарисовкам (композитор воплощает в музыке детскую игру в Робинзона Крузо, сцены охоты и бала (кадриль и мазурка), на которых присутствует Николенька).

«Карл Иванович»
«12-го августа 18…, ровно в третий день после дня моего рождения, в который мне минуло десять лет и в который я получил такие чудесные подарки, в семь часов утра Карл Иваныч разбудил меня, ударив над самой моей головой хлопушкой – из сахарной бумаги на палке – по мухе. Он сделал это так неловко, что задел образок моего ангела, висевший на дубовой спинке кровати, и что убитая муха упала мне прямо на голову. Я высунул нос из-под одеяла, остановил рукою образок, который продолжал качаться, скинул убитую муху на пол и хотя заспанными, но сердитыми глазами окинул Карла Иваныча. Он же, в пестром ваточном халате, подпоясанном поясом из той же материи, в красной вязаной ермолке с кисточкой и в мягких козловых сапогах, продолжал ходить около стен, прицеливаться и хлопать…». (Здесь и далее приведены фрагменты из повести «Детство» Л.Н. Толстого).

«Maman»
«Так много возникает воспоминаний прошедшего, когда стараешься воскресить в воображении черты любимого существа, что сквозь эти воспоминания, как сквозь слезы, смутно видишь их. Это слезы воображения. Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня».

«Папа»
«Он был человек прошлого века и имел общий молодежи того века неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула. На людей нынешнего века он смотрел презрительно, и взгляд этот происходил столько же от врожденной гордости, сколько от тайной досады за то, что в наш век он не мог иметь ни того влияния, ни тех успехов, которые имел в свой…»

«Катенька и Любочка»
«Налево от дивана стоял старый английский рояль; перед роялем сидела черномазенькая моя сестрица Любочка и розовенькими, только что вымытыми холодной водой пальчиками с заметным напряжением разыгрывала этюды Clementi. Ей было одиннадцать лет; она ходила в коротеньком холстинковом платьице, в беленьких, обшитых кружевом панталончиках и октавы могла брать только arpeggio…»

«Детство»
«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений…Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная веселость и беспредельная потребность любви – были единственными побуждениями в жизни?
Где те горячие молитвы? где лучший дар – те чистые слезы умиления? Прилетал ангел-утешитель, с улыбкой утирал слезы эти и навевал сладкие грезы неиспорченному детскому воображению.
Неужели жизнь оставила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти? Неужели остались одни воспоминания?»

«Няня Наталья Савишна»
«С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их, – тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование. Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был благодарен ей и никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она? довольна ли?»

«Игра «Робинзон Крузо»
«Игра эта состояла в представлении сцен из «Robinson Suisse», которого мы читали незадолго пред этим…
Когда мы сели на землю и, воображая, что плывем на рыбную ловлю, изо всех сил начали грести, Володя сидел сложа руки и в позе, не имеющей ничего схожего с позой рыболова. Я заметил ему это; но он отвечал, что оттого, что мы будем больше или меньше махать руками, мы ничего не выиграем и не проиграем и все же далеко не уедем…
Это игра. Коли так рассуждать, то и на стульях ездить нельзя; а Володя, я думаю, сам помнит, как в долгие зимние вечера мы накрывали кресло платками, делали из него коляску, один садился кучером, другой лакеем, девочки в середину, три стула были тройка лошадей, – и мы отправлялись в дорогу. И какие разные приключения случались в этой дороге! и как весело и скоро проходили зимние вечера!.. Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет. А игры не будет, что ж тогда остается?..»

«Возможно первая любовь»
«Я смотрел через плечо Катеньки, которая старалась поднять червяка на листочке, подставляя ему его на дороге.
Я заметил, что многие девочки имеют привычку подергивать плечами, стараясь этим движением привести спустившееся платье с открытой шеей на настоящее место. Еще помню, что Мими всегда сердилась за это движение и говорила: «C’est un geste de femme de chambre». Нагнувшись над червяком, Катенька сделала это самое движение, и в то же время ветер поднял косыночку с ее беленькой шейки. Плечико во время этого движения было на два пальца от моих губ. Я смотрел уже не на червяка, смотрел-смотрел и изо всех сил поцеловал плечо Катеньки. Она не обернулась, но я заметил, что шейка ее и уши покраснели. Володя, не поднимая головы, презрительно сказал:
– Что за нежности?
У меня же были слезы на глазах».

«Смерть матери»
«И снова мечты заменяли действительность, и снова сознание действительности разрушало мечты. Наконец воображение устало, оно перестало обманывать меня; сознание действительности тоже исчезло, и я совершенно забылся. Не знаю, сколько времени пробыл я в этом положении, не знаю, в чем состояло оно; знаю только то, что на время я потерял сознание своего существования и испытывал какое-то высокое, неизъяснимо-приятное и грустное наслаждение.
Может быть, отлетая к миру лучшему, ее прекрасная душа с грустью оглянулась на тот, в котором она оставляла нас; она увидела мою печаль, сжалилась над нею и на крыльях любви, с небесною улыбкою сожаления, спустилась на землю, чтобы утешить и благословить меня».

Илл. Толстой с внуками. Источник: https://m.russiainphoto.ru

Вернуться к началу
error:
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять