«Долли» — сюита французского композитора Г. Форе (1845-1924). Сюита написана для фортепиано в четыре руки и посвящена Хелен Бардак (Helene Bardac) — дочери близкой знакомой композитора певицы Эммы Бардак.
В семье Хелен называли Долли («куколка») – отсюда и название всего цикла. Сюита состоит из шести пьес, в которых, как тонко подметил исследователь творчества композитора С. Сигитов: «с любовью и доброй улыбкой воссоздает Габриель Форе мир детских забав – этот утраченный и вновь обретенный остров тихой и безыскусственной радости». (С. Сигитов. Габриель Форе. – М.: Советский композитор, 1982. С. 176-177).
Форе работал над циклом в 1893-1896 гг. Первую пьесу сюиты композитор преподнес в качестве подарка на первый день рождения Долли, следующие пьесы цикла также знаменовали праздники маленькой девочки: вторая пьеса была написана в 1894 г., когда Долли исполнилось два года, третья пьеса стала новогодним подарком (1895 г.), а четвертая пьеса написана к четвертому дню рождения Хелен в 1896 г. В 1896 г. Форе пишет еще две пьесы, посвященные миру детства, и вместе с сочинениями, ранее написанными для Хелен Бардак, они составляют сюиту «Долли».
Каждая пьеса цикла имеет название. Открывает сюиту поэтичная «Колыбельная» (Berceuse), которая вводит слушателя в светлый мир маленькой девочки. Мягкая кантиленная мелодия пьесы переливается разными тембральными красками, неторопливо льется на фоне мерно журчащих повторяющихся оборотов в аккомпанементе.
Вторая пьеса сюиты — «Мяу» (Mi-a-ou) — контрастирует с колыбельной: активная, подвижная и жизнеутверждающая музыка, насыщенная причудливыми скачками и синкопами, посвящена совсем не кошке, как может показаться из названия. Название пьесы связано с детским произношением: маленькая Долли в силу возраста не выговаривала имя своего старшего брата Рауля («Messieu Auol», — говорила она вместо «Messieu Raoul»). Сокращенный вариант «Messieu Auol» («месье Ауль») — «Mi-a-ou» (Мяу) – и появился в издании сюиты.
Третья и четвертая пьесы цикла изяществом и тонкой отделкой деталей вновь напоминают об образе главной героини цикла – маленькой и милой девочке. Третья пьеса «Сад Долли» (Le jardin de Dolly) — лирическая картина, словно пронизанная солнечным светом и воздухом.
Название четвертой пьесы — «Китти-вальс» (Kitty-Valse), часто вводит слушателей в заблуждение, что музыка посвящена кошке, на самом деле первоначальное название пьесы – «Ketty-Valse» и вдохновила на создание изящного танца композитора собака семьи Бардак по кличке Кетти.
Пятая пьеса цикла – «Нежность» (Tendresse) – тонкая психологическая миниатюра, выразительная мелодия, окутанная подголосочной полифонией фактура, вводят слушателя в мир грез и раздумий.
Завершает цикл эффектная и блестящая пьеса «Падеспань» (Le pas espagnol). Яркие акценты, пунктирный ритм, аккордовые и октавные пассажи передают темпераментный и бравурный характер испанского танца.
Существует оркестровая версия сюиты, сделанная дирижером Анри Рабо, а также переложение пьес, вошедших в «Долли»-сюиту, для одного фортепиано (транскрипция Альфреда Корто).
Литература:
С. Сигитов. Габриель Форе. – М.: Советский композитор, 1982.
Gabriel Fauré / Roy Howat. Dolly Op. 56 for Piano, 4 Hands. URL: https://www.editionpeters.com/product/dolly-op-56/ep7430