Черепнин

АЗБУКА В КАРТИНКАХ

14 эскизов к русской «Азбуке в картинках» А. Бенуа (op. 38) – фортепианный цикл композитора Н.Черепнина, вдохновленный иллюстрациями художника А.Бенуа. В 1904 году для своего 2-х летнего сына А. Бенуа создает по-театральному красочную, наполненную яркими художественными деталями «Азбуку в картинках», которая внесла огромный вклад в развитие искусства иллюстрации.

В 1910 г. хорошо знавший творчество Бенуа Черепнин обращается к пользовавшейся особой любовью и популярностью среди детей начала века «Азбуке в картинках». В яркой и образной музыке Черепнина, оживают персонажи, придуманные художником: Арап, Баба-Яга, Хан и Царица, маленькая девочка и озорные мальчишки, любящая мама и добрая нянюшка. Каждый эскиз предваряет небольшой эпиграф, в котором композитор кратко передает сюжет картинки Бенуа: «злая колдунья заманивает детей в свой пряничный домик», «девочка кормит с ложечки свою любимую куклу», «уютный белый домик среди зелени, на лужайке резвящиеся дети». Музыкально иллюстрируя сцены из жизни детей, запечатленные в «Азбуке», Черепнин чутко воспроизводит творческий замысел Бенуа, от композиторского взгляда не уходит ни одна  деталь, придуманная художником. При этом творческое прочтение композитора не редко обогащает сюжет картинки новыми ассоциациями, приглашает слушателя дать волю своей фантазии и представить себя одним из героев этой «азбучной» истории.

Вот слышатся звуки фанфар и под бравый марш горделиво проходят строем солдатики под предводительством своего юного «генерала» («Генерал»); тихо качается колыбель в детской, слышна простая песня нянюшки, в эту спокойную атмосферу, созданную мерно журчащими остинатными мотивами в аккомпанементе, колыбельными интонациями и монотонно повторяющимися мелодическими фразами, композитор вводит красочные и характерные музыкальные эпизоды, олицетворяющие сны и фантазии детей, навеянные сказками старой нянюшки («Бай-бай»). В эскизе «Чучело» («В меховом магазине дети испугались чучела медведя. Мать успокаивает их») ясно слышны три разнохарактерных эпизода: в первом эпизоде тема в низком регистре рисует образ чучела медведя, напугавшего детей, второй, состоящий из взволнованных быстрых пассажей – передает испуг и страх маленьких героев картинки, а третий – ласковый вальсообразный эпизод – показывает, как добрая мама утешает своих малышей.
В своих эскизах Черепнин продолжает традицию воплощения сказки в музыке, которая ярко проявилась в русском искусстве благодаря произведениям Глинки, Римского-Корсакова, Лядова. Используя при этом новые музыкально-изобразительные приемы, характерные для искусства модерна, Черепнин мастерски воплощает в звуках волшебные и фантастические образы «Азбуки» («Лес», «Сласти», «Баба-Яга»). Особая живописная атмосфера и колорит, поражающий богатством оттенков, царят в музыкальных пейзажах Черепнина («Дача», «Лес», «Египет», «Озеро», «Звезды»).
Тема детства появилась и в вокальных произведениях Н. Черепнина: в 1907-12 гг. композитор сочиняет детские песни на стихи из цикла К. Бальмонта «Фейные сказки», посвященного поэтом своей маленькой дочери.

Литература:
Михайленко, Л.А. Н. Черепнин: 14 эскизов к «Русской азбуке в картинках» А. Бенуа. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ И РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ В XXI ВЕКЕ: материалы Международной научно-просветительской конференции. 2015 Издательство: Хабаровский государственный институт искусств и культуры (Хабаровск). Текст статьи на сайте elibrary.ru
Томпакова, О.М. Николай Николаевич Черепнин : Очерк жизни и творчества / О. М. Томпакова. — М. : Музыка, 1991. — 108,[2] с. : ил., нот.

Иллюстрации: избранные иллюстрации А. Бенуа из книги «Азбука в картинках» ©https://commons.wikimedia.org

Вернуться к началу
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять