Эдуард Элгар — один из ярких представителей английской культуры, внёс значимый вклад в развитие музыкального искусства рубежа XIX-XX вв.
Для творческого почерка Элгара характерны опора на традиции романтической музыки, тонкая и красочная оркестровка, интересный красивый тематизм. Отличают произведения этого композитора также лирическая манера высказывания, искренность и благородство образов.
Все перечисленные черты видны и в опусах Элгара, в которых отразилась тема детства, речь идёт об оркестровых сюитах «Юный дирижер» и «Детская».
Примечательно, что в этих сюитах, написанных уже в зрелом возрасте, композитор использует музыкальные темы, которые были созданы им ещё в детстве и юности.
«Юный дирижер» (1907 г.) — под таким названием Элгар издает две оркестровых сюиты (op.1a и op.1b) .
В сюиту № 1 вошли следующие номера:
«Увертюра»,
«Серенада»,
«Менуэт»,
«Солнечный танец»,
«Сцена сна»,
«Сказочные дудочники» (Fairy Pipers)
«Феи и великаны» («Феи и гиганты»).
Премьера второй сюиты состоялась в 1908 г., её составили 6 оркестровых миниатюр:
«Марш»,
«Колокольчики»,
«Мотыльки и бабочки»,
«Танец у фонтана»,
«Ручной медведь»,
«Дикие медведи».
Интересно, что сочинение сюиты «Детская» (1931 г.), которая появилась через 24 года после «Юного дирижера», связано с именами английских монарших особ. Сюита была сочинена ко дню рождения принцессы Маргарет Роуз и посвящена ей и её старшей сестре принцессе Елизавете, ставшей впоследствии королевой Елизаветой II. Известно, что юная Елизавета присутствовала на одном из премьерных исполнений «Детской» в июне 1931 года. В сюиту вошли номера, повествующие о событиях, происходящих с маленьким ребёнком на протяжении дня.
В «Детской» Элгара можно встретить музыкальные портреты игрушек, зарисовки ежедневных дел и занятий ребёнка, номера, передающие эмоциональное состояние детей:
«Утренняя серенада (Пробуждение)»,
«Серьёзная кукла»,
«Занятость»,
«Грустная кукла»,
«Проезжает повозка»,
«Веселая кукла»,
«Грезы».