Турина

ДЕТСКИЕ ЗАБАВЫ. ХОАКИН ТУРИНА

«Детские забавы» — две фортепианные сюиты, которые создал для детей испанский композитор Хоакин Турина.

В первую тетрадь «Детских забав» (op. 21, 1919 г.) вошли 8 программных миниатюр, которые композитор посвящает своим старшим детям.

В сюите отразились картины игр и забав испанских детей: «Танец кукол», «Марш оловянных солдатиков», «Колыбельная», «Прелюдия и фуга», «Игры» и др.


«Композитор, в отличие от Ж. Бизе, П. И. Чайковского и М. Равеля не обращается к детям, а запечатлевает наиболее яркие моменты жизни ребенка, которая разворачивается во всем ее многообразии: игры, фантазии, поход в школу, капризы детей, их шалости и даже сон. Х. Турина — любящий и заботливый отец — тонко почувствовал то особое игровое пространство, в котором протекает жизнь ребенка и умело его запечатлел».

Цит. по: «Хоакин Турина в музыкальной жизни Мадрида первой половины XX столетия». Висаитова Д.Р. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Москва 2021 г.

Вторая сюита «Детские забавы» (op. 56, 1930 год) посвящена композитором младшей дочке Кончите. Этот опус также включает в себя 8 пьес, но в отличие от первой тетради «Детских забав», пьесы эти объединяются композитором в одну сюжетную линию, рассказывающую о юной героине цикла (Кончите). Тема Кончиты, с которой слушатели знакомятся в первом номере сюиты, периодически появляется в других пьесах, повествующих о том, как проходит день девочки: «Карнавал детей», «Парад», «Кончита видит сны», «В школе», «Кончита плачет» и др.



Музыка Турины обладает красивым мелодизмом, она импрессионистична, отличается вниманием к деталям, при этом в детских циклах явно проявились особенности музыкальной культуры Испании (характерные ритмические и ладогармонические обороты, фактура, имитирующая звучание гитары и др.).

Присутствует в сюитах юмор и ирония, характерные для Турины (тут можно вспомнить цикл «В обувной лавке»): в одном из номеров «Детских забав» композитор ярко изображает с помощью эмоциональных пассажей недовольство ребенка («Кончита плачет»), затем следуют утешающие фразы взрослых, которые в итоге вновь заглушаются взволнованными всхлипываниями малыша.

«Детские забавы» — не единственный пример обращения композитора к детской теме в своём творчестве, в 1932 году Турина пишет сюиту «Детский сад» (op. 63).

 

 

Вернуться к началу
error:
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять