Лурье

«Рояль в детской». ЛУРЬЕ

«Рояль в детской» — цикл для фортепиано композитора Артура Лурье. Цикл сочинен в 1917 г. и посвящен 2-х летней дочери композитора:

«Анночке, доченьке-милушке, с почтительнейшей любовью и неж­ностью. Артур Лурье. Петербург, январь 1917». Так получилось, что Анна, дочь Лурье, росла без отца, покинувшего Россию в 1922 г., после смерти матери (пианистки Ядвиги Цыбульской) в 1930 г. 15-летняя Анна ответила отказом на предложение отца-эмигранта переехать к нему заграницу.

 Личность Лурье – яркая и неординарная, его жизнь богата на творческие встречи с поэтами, музыкантами и художниками, определившими развитие русского искусства XX века. В. Маяковский, А. Блок, В. Хлебников, В. Татлин, П. Митурич, И. Стравинский, А. Ахматова – эти имена не раз можно встретить в творческой биографии композитора. Лурье был адресатом лирики Ахматовой, одним из первых композиторов, кто писал музыку на стихи поэтессы. Их сложным взаимоотношениям, которые отразились, как в творчестве Ахматовой, так и в музыке Лурье, посвящаются целые исследования.

Творчество Лурье стало символом музыкального авангарда, новых идей. Отход от традиций и поиск новых путей развития музыкального языка отразились в форме, гармонии, ритмической структуре, мелодике, артикуляции и графической записи произведений Лурье (в творчестве Лурье можно встретить полиладовость, примеры атональной и политональной музыки, ультрахроматику (использование в музыке четвертитоновой нотации), бестактовую музыку). Б. Асафьев отмечает: «Музыка Лурье – изысканно-ароматная и сплетенная из нежных красочных линий, звучаний, тембров».

Экспериментальное и новаторское отношение Лурье к искусству нашло отражение и в детском цикле композитора. Особенности партитуры пьес видны даже визуально: в пьесе «Бяка» партии правой и левой руки изложены в разных тональностях: «черной» и «белой». В этой же пьесе присутствует эпизод, который при всем желании не может быть исполнен одним человеком (трель в кварту), следовательно, для исполнения одного такта необходимо прибегать к помощи еще одного пианиста . Обращают на себя внимание «графические изюменки» (Козловская Е.А.) композитора — особая запись нотного текста (например, поворот флажка шестнадцатой ноты в сторону, противоположную движению музыки), наличие огромного количества артикуляционных штрихов и динамических оттенков, авторских ремарок – для создания особого колорита и задуманного автором звукового образа, особые ритмически заостренные формулы (пьесы цикла требуют от исполнителя обостренное чувство метра), неудобоисполнимые скачки, терпкие, основанные на диссонансах, гармонические краски.

Цикл состоит из восьми пьес, образная и жанровая сферы музыкальных миниатюр разнообразны: тут и пасторальная идиллическая картинка («Фарфоровое пастбище») – своеобразная музыкальная стилизация, напоминающая своим матовым «фарфоровым» колоритом и изысканностью картины стиля Рококо, и поражающие детское воображение музыкальные портреты фольклорных и сказочно-фантастических персонажей («Бяка», «Бука»), написанная в импрессионистической манере пейзажная миниатюра («Грибной дождик») и острохарактерный танец («Трепачек»), яркая «кошачья» мазурка («Wlaz kotek na plotek») и мягкая колыбельная («Бай»).

Особо следует отметить художественное оформление цикла: сборник «Рояль в детской» вышел с иллюстрациями художника П. Митурича.

Литература:

Казанская Л.В. Артур Лурье: «Пушкин – наша печка». Израиль XXI. Музыкальный журнал. № 3 (21). 2010. Текст статьи на сайте elibrary.ru

Говар Н.А. Артур Лурье: всепоглощающий дух эксперимента / ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО ФОНДА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. № 1 (86), 2017 г. С. 101-111. Текст статьи на сайте elibrary.ru

Козловская Е.А. Артур Лурье: Рояль в детской. Стиль, новации, образ / Музыкант-классик, № 11-12, 2015, С. 31-41. Текст статьи на сайте elibrary.ru

Вернуться к началу
error:
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять