Четыре композитора, одна тема, двадцать четыре вариации и пятнадцать разножанровых пьес… Все это — «Парафразы» — очень интересное и оригинальное произведение конца XIX века.
⠀
«Парафразы» (1879 г.) — сочинение коллективное, на титульном листе сразу несколько небезызвестных фамилий: Бородин, Лядов, Кюи и Римский-Корсаков.
⠀
Еще одна необычная деталь, которая встречается на обложке этого издания — милое посвящение: «…маленьким пианистам, способным сыграть тему одним пальцем каждой руки».
⠀
В основе 24-х вариаций и 15 пьес, которые вошли в «Парафразы», лежит детская тема, шутливо названная «Тати-Тати».
Простую и незатейливую мелодию, совершенно по-разному представили в своей музыке композиторы. От вариации к вариации, от пьесы к пьесе меняются характеры, темпы, тональности, гармоническое сопровождение, фактура, жанровая трактовка. Авторы искрометно обращаются с главной темой, заставляя ее каждый раз переливаться новыми красками и удивлять слушателя.
⠀
Можно сказать, что «Парафразы» представляют собой своеобразную школу композиторского мастерства, композиторской техники. Не зря сам Лист восхищался этой работой русских коллег, восхищался, да и написал собственную миниатюру на эту же тему. Пьеса Листа также украшает теперь этот коллективный опус.
⠀
«Парафразы» произвели большое впечатление и на композитора Н. Черепнина (ученика Римского-Корсакова), он впоследствии сделал оркестровый вариант этого сочинения, который сегодня также с успехом исполняется.
⠀