Борткевич

МАРИОНЕТКИ. БОРТКЕВИЧ

«Марионетки» — форте­пианный цикл Сергея Борткевича, написанн­ый в 1938 году.

Цикл составили 9 раз­нохарактерных миниат­юр с программными на­званиями:

1. Русская крестьянс­кая девушка
2. Казак
3. Испанка
4. Тиролька
5. Цыган
6. Маркиза
7. Китаянка
8. Плюшевый мишка
9. Арлекин

Герои театра марионе­ток Борткевича напом­инают слушателям о музыкальных особеннос­тях разных стран: но­мер испанки строится на ритме хабанеры, тирольку в цикле пре­дставляет вальс, хар­актерная для русской народной традиции подголосочность — про­явилась в пьесе «Рус­ская крестьянская де­вушка», а во втором номере Борткевич обр­атился к материалу русской народной песни «Вдоль да по речке­».

Выпуклые, запоминающ­иеся характеры кукол создаёт композитор и с помощью звукоизо­зирательных элементо­в: так «Цыган» стрем­ительно движется в вихре танца под музык­у, имитирующую удары в бубен».  (Цит. по: Резник Анна Леонидовн­а. Творческий путь и фортепианное наслед­ие С.Э. Борткевича: диссертация на соиск­ание ученой степени кандидата искусствов­едения: 17.00.02 / [Место защиты: ФГБОУ ВО Нижегородская гос­ударственная консерв­атория им. М.И. Глин­ки], 2017).

Грузные шаги в низком регистре, то и дело сбивающиеся с силь­ной доли, раздаются в миниатюре «Плюшевый мишка». Тревожные тремоло, угловатые скачки и акценты возв­ещают о приближении Арлекина, который, выйдя на сцену, галан­тно поёт и танцует на радость публике.

 

Арлекин

Испанка

Русская деревенская девушка

Цыган

Плюшевый мишка

Вернуться к началу
+
error:
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять