Слонимский

ДЕТСКИЕ ЦИКЛЫ СЕРГЕЯ СЛОНИМСКОГО

«Тропический дождь», «Инопланетянин на НЛО», «Обе руки идут вместе», «Праздничный пир Ивана-Царевича», «Рок-ансамбль на поляне» — такие необычные заголовки дал своим детским пьесам композитор Сергей Слонимский. ⠀

Названные пьесы вошли в циклы композитора:  «Первые шаги на клавиатуре», «Три лесные истории», «В Африке», «В виртуальном мире», «Из русских народных сказок», «Юность».

Наверное, даже самый безынициативный ученик, если перед ним поставить сборник «В виртуальном мире», встрепенется и поспешит заглянуть, что же там в нотах… Ожидания его не разочаруют, в сборниках множество интересных находок. Маленьким исполнителям даже придется иногда снимать пульт с инструмента, чтобы получить доступ к струнам, ведь в пьесах «Инопланетянин на НЛО» и «Компьютерный робот» по задумке автора надо играть не только на клавиатуре, но и на струнах рояля, чтобы добиться необычного звукового эффекта.

Миниатюры, в которых внимание слушателей захватывают оригинальные исполнительские приемы и яркий современный музыкальный язык (с его необычными гармониями, кластерами, сонористикой, полиритмией и политональностью), соседствуют в циклах с пьесами, отсылающими к музыкальным эпохам прошлого. Например, в цикле «Юность», явственно ощущается влияние романтической эпохи XIX в., музыки Чайковского. Этот цикл является в исполнительском плане самым сложным, в то время как сюита «Первые шаги на клавиатуре» предназначена для только приступивших к обучению детей.

Открывается она легкими одноголосными пьесами, написанными для 5 пальцев. Примечательно, что малышей, делающих свои первые шаги на клавиатуре, С. Слонимский начинает знакомить с разными ладами (в сборнике встречаются не только привычные мажор-минор, но и лидийский, фригийский лады), тем самым композитор постепенно готовит слух исполнителей к новым открытиям в музыке XXI в.

Цикл «Из русских народных сказок», как понятно из названия, основан на фольклорных образах, слушая эту «музыкальную сказку» Слонимского вспомните «волшебные» страницы из сочинений Римского-Корсакова и Лядова.⠀

Некоторые циклы имеют очень ярко выраженную драматургическую линию, их можно назвать своеобразными фортепианными спектаклями. Например, вот такая «Лесная история» рассказывается с помощью нескольких пьес: на лугу цветет маленький красивый цветок («Цветок на лугу»), на это место приходит рок-группа («Рок-ансамбль на поляне»), она своей безудержной игрой привлекает толпу, фанаты, не замечая ничего вокруг себя, губят цветок («Затоптанный цветок»). ⠀

Интересно, что некоторые пьесы композитор написал на темы, придуманные им еще в детстве и юности. А еще интереснее то, что у нас есть возможность послушать эти пьесы в исполнении самого Слонимского.

Интервью С. Слонимского, где он рассказывает о своих детских циклах: https://compozitor.spb.ru/our-autors/interview/sergey-slonimsky.php

Детские пьесы Слонимского в исполнении Е. Филоновой:

Вернуться к началу
error:
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять