Куртаг

«Игры» (Játékok). ДЬЕРДЬ КУРТАГ

«Игры» (Játékok) – таково название цикла, который создал современный венгерский композитор Дьердь Куртаг.

Над «Играми» композитор начал работу в 1973 г. Цикл состоит из 9 тетрадей (последняя была издана в 2017 г.), которые включают свыше 400 произведений для фортепиано (отметим, что в «Играх» представлены как пьесы для 2 рук, так и для фортепианного ансамбля).

Выстраивая пьесы в цикле по принципу «от простого к сложному», Куртаг последовательно знакомит юных пианистов с различными видами фортепианной техники и постепенно открывает перед исполнителями новые возможности инструмента. Цикл «Игры» может стать отличным пособием по изучению музыкального языка XX века: в нем находим примеры алеаторики, серийной техники, сонористики, музыкального пуантилизма.

Особое место в цикле занимают пьесы-посвящения знаменитым композиторам и различным музыкальным эпохам. Круг композиторских имен, вдохновивших Куртага на сочинение, огромен: тут и композиторы прошлых столетий (И.С. Бах, Д. Скарлатти, Дж. Верди, М. Мусоргский, К. Дебюсси…) и музыканты, внесшие большой вклад в развитие музыки XX века (И. Стравинский, Д.Шостакович, А. Шнитке, П. Булез, Э. Денисов и еще многие другие).

Подмечая особенности различных музыкальных стилей, «играя» с классическими образцами в соответствии со своими творческими идеями и задумками, Куртаг создает своеобразную панораму развития музыкального искусства. При этом надо отметить, что каждый раз правила своей «игры» композитор меняет.

Если в пьесе «Посвящение Чайковскому» на первый план выходит утрированное и прямолинейное подчеркивание мощи и виртуозной составляющей знаменитого фортепианного концерта (композитор имитирует величественное начало первого фортепианного концерта Чайковского с помощью кластеров, разбросанных по клавиатуре), то в музыке, вдохновленной Дебюсси, Куртаг идет от обратного и разрушает рафинированный образ известной прелюдии французского композитора «Девушка с волосами цвета льна».
«Взбешенная девушка с волосами цвета льна» (именно такое название дал своей пьесе венгерский композитор) напоминает о своем французском «прототипе» лишь начальной узнаваемой интонацией (ход по малому минорному септаккорду), которая нет-нет, да и мелькнет в «разбушевавшейся» фортепианной фактуре, созданной Куртагом.

Меняются по сравнению с «оригиналом» и динамические оттенки (вместо пиано Куртаг использует фортиссимо), ритмическая организация (прихотливый и изысканно-экспрессивный темпо-ритм Дебюсси «смывается» моторной, токкатообразной звуковой «волной» Куртага), в соответствии со всем этим меняется и туше (манера извлечения звука из инст

«Посвящение Верди» же, например, основывается на знаменитой теме из арии Джильды (опера «Риголетто»). На этот раз Куртаг словно разбирает на бусины знаменитую оперную мелодию и раскидывает их по всей фортепианной клавиатуре (пуантилистический прием): мелькая то тут, то там знакомые слуху мотивы и фразы выстраиваются в необычный звуковой образ и заставляют вслушиваться в пьесу еще и еще.


Остановимся подробнее на названиях пьес, все они очень яркие и характерные: «Туманный канон», «Звук и шарик», «Телефоны наших близких», «Звезды — тоже цветы», «Извилистый напев», «Обожание, обожание, горькое отчаянье…».

Эта образность, конечно, рассчитана на детское восприятие, но пьесы Куртага все чаще и чаще привлекают к себе взрослых исполнителей и исследователей, которые воспринимают этот цикл не только как школу обучения игре на фортепиано, призванную раскрыть творческие способности ребенка, но и как своеобразный музыкальный дневник одного из ярких композиторов нашего времени.

Вернуться к началу
error:
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять