«Люблю капустный суп, но свою маленькую мамочку я люблю даже больше. Давайте говорить тихо, у моей куколки болит голова. Она упала с 3-го этажа. Доктор говорит, что ничего серьезного», — таким текстом, словно подслушанным в детской во время игры малышей в куклы, сопроводил свою фортепианную пьесу Эрик Сати.
Пьеса имеет заголовок: «Что сказала маленькая принцесса тюльпанов» и входит она в цикл с не менее интересным названием: «Меню, рассчитанное на детей».
«Меню…» не единственный пример обращения композитора к детской теме в своем творчестве. В 1913 году Сати пишет целую серию фортепианных пьес для начинающих музыкантов, объединяя их в цикл под общим названием «Детские пьесы».
В «Детские пьесы» вошли фортепианные сюиты:
- «Меню, рассчитанное на детей (Menus propos enfantins)
- «Живописные ребячества» (Enfantillages pittoresques)
- «Назойливые шалости» (Peccadilles importunes)
Каждая из этих сюит в свою очередь состоит из трех пьес с литературными текстами (один из них мы привели в качестве примера в начале статьи), написанными между строчек фортепианной партии*.
*См. О необычной роли, которую нередко выполняли литературные тексты в фортепианных произведениях композитора, подробно рассуждает Мэри Э. Дэвис в своей работе «Эрик Сати».
Опираясь на простые и незатейливые технические формулы и приемы в детских пьесах, Сати в свойственной ему манере создает своеобразные миниспектакли за роялем. Миниатюры приглашают маленького пианиста присоединиться к увлекательной игре и при этом помогают ученику приобретать новые пианистические навыки и совершенствовать свою технику.
Несмотря на то, что «Детские пьесы» Сати написаны в расчете на ученическое исполнение, мимо этих сюит не проходят и профессиональные пианисты, включая их в свои концерты и альбомы.