Слонимский

ТРИ ГРАЦИИ. ЦИКЛ С. СЛОНИМСКОГО

«Три грации» — сюита Сергея Слонимского, созданная по мотивам произведений Боттичелли, Родена и Пикассо.


В сюите 4 части: названия первых — соответствуют именам авторов, работы которых вдохновили композитора. Даже если вы никогда не видели полотен Пикассо, Боттичелли, не знаете скульптур Родена, послушав сюиту, вы поймете, что у каждого из этих мастеров яркая индивидуальная манера, что жили они в разное время и являлись представителями разных направлений в искусстве. Как композитор все это смог выразить в музыке? Давайте посмотрим.

«Боттичелли»
Первая часть – «Боттичелли» — опирается на два старинных танца, характерных для эпохи Возрождения, павану и гальярду (тут вспоминаем попутно, что Боттичелли — яркий представитель Возрождения). Вслушайтесь в эти неторопливые благородные темы, оцените простоту и четкость формы, красоту и пластичность мелодических линий, их тембр.

Особое внимание обратите на тему гальярды, мы встретим ее и во второй части сюиты – «Роден».

«Роден»
В музыке этой пьесы слышны уже отголоски пьес импрессионистов, в частности К. Дебюсси, и это не случайно, два гения французской культуры — Роден и Дебюсси — жили и работали в одно время. (Можно вспомнить в связи с «Роденом» Слонимского прелюдию Дебюсси «Дельфийские танцовщицы», написанную по мотивам античного барельефа).

Если в первой части особо выделялось развитие мелодических линий, то тут главенствует аккордовая фактура (и тем самым подчеркивается мощь скульптур, их осязаемость и весомость в пространстве). Аккорды эти красочные, насыщенные энергией, постепенно растворяются в импрессионистической музыкальной «дымке». В «Родене» чуткое ухо вновь выхватит интонации гальярды из первой части, эта тема станет связующим звеном всего произведения.

«Пикассо»
Прозвучит тема гальярды и в третьей части сюиты, посвященной искусству Пикассо. Но тут она уже попадает в окружение острой и напряженной музыки XX века, язык которой насыщен диссонансами, фактурными «столкновениями», хроматизмами, кластерами, прихотливой ритмикой и акцентами. Сама тема гальярды, конечно, не остается неизменной под таким «напором»: размываются ее границы, вплетаются хроматизмы, меняются штрихи и манера звукоизвлечения.

В четвертой части сюиты перед слушателем проходят музыкальные образы предыдущих частей: слышны темы из «Боттичелли» и «Родена», интонации «Пикассо».

Вот такие «стилистические» музыкальные вариации призваны, по словам самого Слонимского, передают следующую идею: «…средства искусства бесконечно эволюционируют и развиваются, но гуманистическое содержание — и даже некое преобладание красоты над уродством — остается неизменным». (Из интервью композитора)

 

Вернуться к началу
+
error:
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять