Чайковский

ВРЕМЕНА ГОДА. П.ЧАЙКОВСКИЙ

Бессель, Юргенсон, Беляев, Бернард – фамилии в истории музыки небезызвестные. Они принадлежат культурным деятелям, возглавлявшим крупнейшие нотные издательства. Именно благодаря представителям этих фамилий произведения русских классиков находили дорогу к широкой публике. Давайте сегодня поближе познакомимся с издателем Николаем Матвеевичем Бернардом, с его именем неразрывно связана история знаменитого фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года».

Николай Бернард выступил продолжателем дела своего отца: композитора, педагога, основателя нотного издательства, а также журнала «Нувеллист» Матвея Бернарда. Именно Николай Матвеевич в 1875 г. обращается к Чайковскому с предложением написать 12 пьес, каждая из которых будет посвящена определенному месяцу года. Ответ Чайковского нам известен:

«Получил Ваше письмо. Очень благодарен Вам за любезную готовность платить мне столь высокий гонорарий. Постараюсь не ударить лицом в грязь и угодить Вам. Я пришлю Вам в скором времени 1-ю пиэсу, а может быть и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдет скоро: я очень расположен теперь заняться фортепианными пиэсками. Ваш Чайковский. Все Ваши заглавия я сохраняю», — пишет композитор Бернарду.

«Времена года» — музыка программная, название имеет не только сам цикл, но и каждая пьеса внутри него. По письму композитора, которое мы привели, видно, что названия пьес придуманы не самим Чайковским, а издателем. Кроме названия, которое раскрывает сюжет пьесы, каждый номер цикла имеет также литературный эпиграф.

И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела.

В камине гаснет огонек,

И свечка нагорела.

А. Пушкин. Эпиграф к пьесе «У камелька» (Январь).

Поэтические строки к музыке Чайковского, видимо, также были подобраны Бернардом, который слыл знатоком литературы. Итак, каждый месяц на протяжении 1868 г. в журнале Бернарда «Нувеллист» выходит одна пьеса Чайковского. В конце года подписчики журнала получили отдельный сборник «Времена года», в который вошли все пьесы, публиковавшиеся в журнале. В заглавии сборника было указано: «12 характерных картинок».

Что же изображает на своих музыкальных картинах Чайковский? Цикл содержит как небольшие лирические и поэтические миниатюры, для которых характерна детско-юношеская мечтательность, ранимость, непосредственность выражения чувств («Подснежник», «Белые ночи»); элегические пьесы, словно приглашающие заглянуть внутрь себя, в свои воспоминания («У камелька», «Осенняя песнь»), так и более масштабные и развернутые номера, в которых ощущается удаль, подъем и энергия («Масленица», «Охота»). Во «Временах года» отражаются, как пейзажи русской деревни, так и городские образы, картины Петербурга.

Отличительной чертой цикла является его яркий мелодизм, доверительная открытая манера высказывания, которая не может оставить равнодушным слушателя.

Вернуться к началу
+
error:
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять