Мусоргский

ВОКАЛЬНЫЕ ЦИКЛЫ «ДЕТСКАЯ» И «НА ДАЧЕ». М.МУСОРГСКИЙ

«Детская» — вокальный цикл М.П. Мусоргского, в котором композитор смог мастерски передать интонации речи и особенности мышления маленьких детей.

Цикл писался на слова самого композитора (1868-1872 гг.). Литературные тексты Мусоргского рисуют разнообразные картины из жизни детей (встреча с жуком, поездка на игрушечной лошадке, молитва перед сном, ссора с няней), на которые малыши  живо откликаются с присущей им непосредственностью и правдивостью.

«У Мусоргского …: программа самая точная, детские личности очерчены мастерски, автор стушевывается, дети сами высказываются».

Цит. по: Кюи, Ц. А. Русский романс: очерк его развития / Ц. А. Кюи. — СПб.: Н. Ф. Финдейзен, 1896. — С. 102.

Несмотря на образную сферу, цикл сложный технически, рассчитан на взрослых профессиональных исполнителей.

Изначально в цикл вошли 5 вокальных сценок, затем были дописаны еще несколько номеров, которые Мусоргский предполагал объединить в новом сборнике под названием «На даче» (см. параграф «Принципиальные отличия циклов «Детская» и «На даче» в диссертации И.А. Немировской (2011 г.).

Но этому замыслу не суждено было осуществиться, и дописанные чуть позже пьесы («Поехал на палочке» и «Кот Матрос») включаются обыкновенно в цикл «Детская».

По всей вероятности, стимулом к написанию цикла послужили встречи Мусоргского с детьми его близких друзей. По воспоминаниям современников композитор легко находил общий язык с детьми и любил проводить время, играя с ними.

Своим маленьким друзьям композитор посвящает отдельные номера «Детской»: номер «С куклой» — Танюшке и Гоге Мусоргским (племянники автора), «На сон грядущий» — Саше Кюи (крестник Мусоргского, сын Ц. Кюи),  другие вокальные сценки посвящены близким композитора, мастерам, которых он ценил и мнением которых дорожил: «С няней» — посвящен А. Даргомыжскому, «В углу» — В. Гартману, «Жук» — В. Стасову.

Главными героями цикла выступают дети и окружающие их взрослые (няня, мама). С помощью мелодизированного речитатива, чутко передающего интонации речи и эмоциональное состояние персонажей цикла, Мусоргский создает своеобразный «вокальный театр»*. (* См. Немировская, Иза Абрамовна. Феномен детства в творчестве отечественных композиторов второй половины XIX — первой половины ХХ веков. 2011 г.)


Вернуться к началу
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять