Щедрин

ТЕТРАДЬ ДЛЯ ЮНОШЕСТВА. РОДИОН ЩЕДРИН

«Тетрадь для юношества» — фортепианная сюита, написанная Родионом Щедриным в 1981 году.

В «Тетрадь» вошли 15 программных миниатюр, различных по техническим задачам и художественным идеям:

1.Арпеджио

2.Знаменный распев

3.Играем оперу Россини

4.Хор

5.Терции

6.Величальная

7.Обращения аккорда

8.Деревенская плакальщица

9.Фанфары

10.Разговоры

11.Русские трезвоны

12.Петровский кант

13.Погоня

14.Двенадцать нот

15.Этюд в ля


Композитору удалось значительно расширить образную сферу, характерную для подобных циклов, путем введения тематических линий, посвященных истории России и православной культуре («Знаменный распев», «Величальная»,  «Деревенская плакальщица», «Русские трезвоны», «Петровский кант»).

Обращение к не столь популярным и растиражированным сейчас музыкальным формулам плача, канта, знаменного распева говорит о яркой особенности творческого почерка Щедрина: композитор переосмысливает произведения различных исторических эпох, вступает в диалог с музыкантами прошлого.

Так, например, в блестящей, наполненной солнцем и юмором пьесе «Играя оперу Россини» Щедрин мастерски воссоздает музыкальный портрет стиля великого итальянского композитора, не прибегая при этом к прямому цитированию.

Эта пьеса также отлично показывает, какую большую роль играют артикуляция и тембральная красочность в цикле Щедрина. Миниатюры написаны «сочным», смелым музыкальным языком, языком XX века, с его терпкими гармоническими наслоениями, ладовой и ритмической свободой.

В некоторых пьесах композитор приглашает исполнителя к сотворчеству, предлагает ему вылепить образ, опираясь на свое видение и чувство импровизации. В миниатюре «Разговоры» Щедрин точно указывает звуковысотность мелодической линии и лишь эскизно размечает темпо-ритмическую канву пьесы: исполнителю предлагается создать нужную атмосферу этой жанровой сценки, выбрав самостоятельно подходящий ритмический рисунок, манеру интонирования.

Ряд пьес цикла имеют названия, раскрывающие их фактурные и технические особенности («Арпеджио», «Терции», «Обращения аккорда» и др.). С помощью простых и незамысловатых формул, известным всем ученикам по урокам сольфеджио и многочисленным инструктивным этюдам, Щедрин создает оригинальные музыкальные картины. Так, например, путем обращения одного единственного аккорда, используя лишь четыре звука, в седьмом номере цикла («Обращения аккорда») композитору удается нарисовать яркий, цельный и эмоционально окрашенный художественный образ, чем-то напоминающий картины импрессионистов.

Цикл достаточно сложный в техническом плане, оригинальность творческих идей и музыкального языка привлекают к нему внимание, как учеников и педагогов, так и концертирующих профессиональных пианистов. Сам Родион Щедрин стал одним из ярких интерпретаторов  «Тетради для юношества».

Вернуться к началу
error:
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять