«Тетрадь для юношества» — фортепианная сюита, написанная Родионом Щедриным в 1981 году.
В «Тетрадь» вошли 15 программных миниатюр, различных по техническим задачам и художественным идеям:
1.Арпеджио
2.Знаменный распев
3.Играем оперу Россини
4.Хор
5.Терции
6.Величальная
7.Обращения аккорда
8.Деревенская плакальщица
9.Фанфары
10.Разговоры
11.Русские трезвоны
12.Петровский кант
13.Погоня
14.Двенадцать нот
15.Этюд в ля
Композитору удалось значительно расширить образную сферу, характерную для подобных циклов, путем введения тематических линий, посвященных истории России и православной культуре («Знаменный распев», «Величальная», «Деревенская плакальщица», «Русские трезвоны», «Петровский кант»).
Обращение к не столь популярным и растиражированным сейчас музыкальным формулам плача, канта, знаменного распева говорит о яркой особенности творческого почерка Щедрина: композитор переосмысливает произведения различных исторических эпох, вступает в диалог с музыкантами прошлого.
Так, например, в блестящей, наполненной солнцем и юмором пьесе «Играя оперу Россини» Щедрин мастерски воссоздает музыкальный портрет стиля великого итальянского композитора, не прибегая при этом к прямому цитированию.
Эта пьеса также отлично показывает, какую большую роль играют артикуляция и тембральная красочность в цикле Щедрина. Миниатюры написаны «сочным», смелым музыкальным языком, языком XX века, с его терпкими гармоническими наслоениями, ладовой и ритмической свободой.
В некоторых пьесах композитор приглашает исполнителя к сотворчеству, предлагает ему вылепить образ, опираясь на свое видение и чувство импровизации. В миниатюре «Разговоры» Щедрин точно указывает звуковысотность мелодической линии и лишь эскизно размечает темпо-ритмическую канву пьесы: исполнителю предлагается создать нужную атмосферу этой жанровой сценки, выбрав самостоятельно подходящий ритмический рисунок, манеру интонирования.
Ряд пьес цикла имеют названия, раскрывающие их фактурные и технические особенности («Арпеджио», «Терции», «Обращения аккорда» и др.). С помощью простых и незамысловатых формул, известным всем ученикам по урокам сольфеджио и многочисленным инструктивным этюдам, Щедрин создает оригинальные музыкальные картины. Так, например, путем обращения одного единственного аккорда, используя лишь четыре звука, в седьмом номере цикла («Обращения аккорда») композитору удается нарисовать яркий, цельный и эмоционально окрашенный художественный образ, чем-то напоминающий картины импрессионистов.
Цикл достаточно сложный в техническом плане, оригинальность творческих идей и музыкального языка привлекают к нему внимание, как учеников и педагогов, так и концертирующих профессиональных пианистов. Сам Родион Щедрин стал одним из ярких интерпретаторов «Тетради для юношества».