«Сказка о рыбаке и рыбке» (op. 41) — фортепианный опус композитора Н.Черепнина, созданный в 1912 году по мотивам сказки Пушкина.
«Сказка о рыбаке и рыбке» Черепнина состоит из 6 музыкальных иллюстраций, которые композитор посвящает своему «милому сыну Саше».
Каждый номер цикла композитор предваряет цитатой из сказки Пушкина.
В своих воспоминаниях Н. Черепнин подробно рассказывает, при каких обстоятельствах создавались музыкальные иллюстрации:
«Моя невеста проводила лето, как всегда, у своей матери в Финляндии. Мне хотелось, естественно, быть этим летом поближе к ней, и я снял для себя помещение у одного зажиточного финского крестьянина по фамилии Кюханен в том же приморском поселке, где она проживала.
Кюханен уступил мне на лето свою зимнюю избу, перебравшись с семьей в другую — летнюю.
Шредер украсил мою хату прекрасным пианино, и все вместе взятое создало весьма благоприятную и располагающую к работе атмосферу.
Сама местность, в которой я провел это памятное мне лето, была довольно унылой. Ель, сосна, песок, бесплодные поляны с редкой, анемичной травой… Суровое, почти всегда ветреное угрюмое взморье… Прогуливаясь по его скучному песчаному побережью, я часто думал, что именно это и есть то «синее море», которое представлялось Пушкину в его бессмертной «Сказке о рыбаке и рыбке». Когда я много лет спустя, под теплым, ласковым, сияющим небом Крыма, создавал музыкальные отклики на это дивное создание пушкинского гения, мыслью я всегда переносился к этому унылому морскому пейзажу, который «угрюмой бледностью своей», если сказать словами Майкова, дал мне так много светлых, радостных и плодотворных впечатлений и переживаний». Цит. по: Николай ЧЕРЕПНИН Под сенью моей жизни.
В 1917 г. Черепнин оркеструет свои иллюстрации к сказке Пушкина. Вот как описывает оркестровую версию произведения исследователь творчества композитора О. Томпакова:
«В «пушкинской» музыкальной сказке главенствует любимый Черепниным образ моря, водной стихии. Он создается на протяжении всей партитуры в основном красками низкого регистра флейты, «дуэтом»-перекличкой кларнета-контральто и английского рожка, шорохом и рокотом литавр и большого барабана, засурдиненными трубами, звонкими раскатами фортепиано и glissando арф. <…> Фантастичен музыкальный образ Золотой рыбки, сотканный из ярких тембров-«брызг» деревянных и медных духовых, радужного звона фортепиано, трепещущих оркестровых фигураций, изысканной полиритмии». (Цит. по: Томпакова О.М. Николай Николаевич Черепнин. Очерк жизни и творчества. – М.: Музыка, 1991 г. С. 67).
Яркая и красочная, богато украшенная музыкальным орнаментом и декоративными деталями, полная звукоизобразительных эффектов и характерных тем-портретов музыка Черепнина стала основой для балета «Золотая рыбка», премьера которого состоялась в 1937 году.
Послушаем 6 музыкальных иллюстраций с цитатами, отобранными композитором из сказки Пушкина:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря…Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто»……Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».
…Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».…На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.
… Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей».… пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.…на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто…