Прибаутки, потешки и русские народные песенки в сборниках А. Лядова и А. Гречанинова.
«Котинька коток, Котя, серенький хвосток»
«… Лядов умел точить, гравировать, моделировать, инкрустировать народный интонационный материал, который он чутко понимал и ценил как драгоценный…» (Б. Асафьев. «Русская музыка о детях и для детей») (Асафьев, Б.В. Русская музыка о детях и для детей /Асафьев Б. Избранные труды. Т. 4. – М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1955. — С. 97)
А. Лядов – композитор, в творчестве которого народные темы и фольклорные образы играют особую роль. Автор волшебных симфонических картин, навеянных русскими народными сказками и картинами русской природы («Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро»), мастер музыкальных миниатюр Лядов создает для детей 18 песен на народные слова (op. 14, op. 18, op. 22– посвящен Жене Помазанскому, племяннику композитора), которые были восторженно приняты современниками. Ц.А. Кюи, например, назвал в своей критической статье 1888 г. детские песни Лядова «крошечными жемчужинами» (Ц.А. Кюи. Избранные статьи. МУЗГИЗ, 1952 г. С.
Свои песни Лядов основывает на народных словах, потешках и прибаутках, на народных интонациях и напевах. Особое чувство такта отмечают исследователи, когда говорят о творческой работе Лядова с народно-песенным материалом: композитор не «забивает» народный напев красивым аккомпанементом, не стремится его «облагородить», он лишь бережно обрамляет народные интонации и раскрывает их красоту и характер. Тонкость отделки и изящество роднят между собой все детские песни Лядова, по содержанию же они очень разнообразны. «Между ними есть замечательно красивые («Сорока»); грациозные («Дождик»); милые и симпатичные («У кота, кота»), такие, где привлекательная сердечность доведена до поэтического оттенка (Колыбельные: «Котинька» и особенно «Баю-Баюшки»); сказочка «Жил был журавль» отличается особенной прелестью музыки. Между ними есть комические, которые г. Лядов характеризует общим именем «Забавные», — просто смешные («Косой бес»), юмористические («Михайла – кортома пажарная»), бойкие («Бом, бом»), курьезные («Галки-вороны») <…>», — так характеризует песни своего младшего талантливого современника композитор Ц.А. Кюи. (Кюи Ц.А. Русский романс: Очерк его развития / Ц.А. Кюи. – СПб: Н.Ф. Финдейзен, 1896. С. 176-178)
Одна из самых известных и любимых детских песен Лядова — колыбельная «Котинька, коток…», ее композитор слышал в детстве от няни (об этом есть указание в нотном тексте).
«Петушок, петушок, золотой гребешок…»
Большой вклад в развитие фольклорной линии в детской музыке рубежа веков принадлежит также композитору А. Гречанинову. Обратиться к сочинению детских песен композитора побудила педагогическая деятельность, вот как он сам об этом вспоминал: «В Москве издавна существовала Музыкальная школа сестер Гнесиных… Я был приглашен в эту школу преподавателем теории музыки. Е.Ф. Гнесина, старшая из сестер, организовала детский хоровой класс. Несколько песенок Чайковского и Аренского – это все, что существовало тогда в русской музыкальной литературе этого жанра. Петь было нечего. Е.Ф. Гнесина обратилась ко мне с просьбой написать что-нибудь для детей. Я охотно взялся за дело и написал 6 двухголосных песен на народные тексты, сборник под названием «Ай-ду-ду!». Песенки эти имели большой успех и положили начало целому ряду подобных сборников…». ( А. Гречанинов. «Моя жизнь». Издание: «Нового журнала». С. 91).
Первый сборник детских песен Гречанинова «Ай, ду-ду» — вышел в 1903 г. с трогательным посвящением: «моим милым ученикам и ученицам». Каждый год к публичному концерту школы композитор сочинял несколько новых песен. В 1906 г. появляется сборник русских народных песен с сопровождением фортепиано «Петушок», за ним последовали другие песенные сборники, в которых также присутствуют темы и образы, связанные с русской народной культурой: «Времена года», «В деревне», «Пчелка», «Ручеек», «Жаворонок».
Несмотря на то, что Гречанинов писал песни эти для хора, в предисловии к сборнику «Ай, ду-ду! композитор указал, что песни, вошедшие в сборник, можно исполнять и сольно (в этом случае исполнителю надлежит петь только верхний голос).
В сборники детских песен Гречанинова вошли разнохарактерные миниатюры: хороводные и игровые, свадебные, величальные и бытовые песни, прибаутки и потешки, колядки, колыбельные. Написаны они на знакомые всем с детства народные тексты («Петушок-петушок, золотой гребешок», «Дин-дон, загорелся кошкин дом», «Андрей воробей», «Тень-тень-потетень» и др.) Нередко в своих песнях композитор прибегает к звукоизобразительным приемам, которые так любят дети (например, подражает звукам падающих капель в песне «Дождик», имитирует колокольный звон в песне «Дин-дон»).