Тору Такемицу — один из влиятельнейших современных композиторов Японии был открыт для музыкального мира Стравинским, который в свое время высоко оценил произведение своего молодого коллеги.
⠀
Ощутив в начале пути влияние французских музыкантов (Дебюсси, Мессиана), а также композиторов-авангардистов (Кейджа, Вареза), Такемицу выработал свой неповторимый стиль, в котором интересно проявились традиции его родины.
Тору Такемицу. Две пьесы для детей (1979 год):
Ветерок (Breeze)
https://youtu.be/iFZYPCuM6BA
Облака
Приведём еще один музыкальный пример из наследия композитора (следующее произведение сочинялось для взрослой аудитории и не расчитано на детское восприятие, но познакомиться с ним будет интересно педагогам и родителям, которых увлекают творческие поиски композиторов второй половины XX века).
ДУГА (Arc) — это сочинение для фортепиано с оркестром Такемицу создал в 1963 г., вдохновившись садовым искусством Японии. В этом произведении композитор разделяет оркестр на несколько групп: деревянные духовые, струнные, медные духовые и ударные.
Каждая группа выполняет свою задачу: одна проводит быстро меняющиеся сольные партии-эпизоды: ведь травы и цветы в саду постоянно «в движении» и изменяются практически ежесекундно из-за погодных условий.
Вторая группа символизирует «деревья»: она менее мобильная, но все же достаточно быстро изменяющаяся под воздействием ветра, солнца, дождя, угла взгляда смотрящего.
Третья группа — «камни» — по словам самого композитора они «неизменны, за исключением тех случаев, когда могут наблюдаться с различных точек зрения», камни стабильны и музыкально «зафиксированы», окрашиваются лишь различными оркестровыми тембрами.
Четвертая группа — «песок и земля» — не сдвигаемые столпы-опоры, которые в произведении порученно «держать» ударным инструментам.
Все эти группы сосуществуют параллельно и создают музыкальную среду, в которой Такемицу смог одновременно отразить и изменчивость и постоянность садовой композиции.
⠀
А фортепиано? Роялю досталась связующая роль героя, прогуливающегося по саду и взирающего на его различные элементы.
Если желаете присоединиться к прогулке, послушайте эту авангардную запись.
По материалам статьи: Татьяна Цареградская. ТОРУ ТАКЕМИЦУ: МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ. 2014 г.