Майкапар

ПЕРВЫЕ ШАГИ. С. МАЙКАПАР

«Первые шаги» — фортепианный сборник, написанный композитором Самуилом Майкапаром для маленьких пианистов, только начинающих свое обучение.

«Первые шаги» появились в 1930-х гг., в сборник вошли 16 миниатюр для фортепиано в 4 руки.

 

О важности раннего введения в репертуар начинающего пианиста ансамблевых произведений Майкапар подробно рассказывает в своем методическом труде «Детский инструментальный ансамбль и его значение в системе музыкального воспитания», а также в автобиографической работе «Годы учения» :

«…ни аккомпанировать, ни играть в ансамбле невозможно, если не слушать самым внимательным образом и себя самого и других исполнителей. Вот почему аккомпанемент и ансамблевая игра очень развивают тонкость слуха. Для нас же, музыкантов, развитый слух имеет такое же важное значение, как острое и наблюдательное зрение для художников-живописцев».

(С. М. Майкапар. Годы учения. -М., Ленинград: Искусство, 1938 г.)


Майкапар будучи прекрасным исполнителем и автором множества методических и педагогических работ, прекрасно понимал особенности детского пианистического аппарата, в своем цикле он располагает пьесы от простого к сложному: «в систематическом порядке ритмических и технических сложностей» (авторская ремарка).

Пьесы написаны в пределах одной позиции (некоторые миниатюры можно назвать «пятиклавишными» пьесами), каждый номер цикла постепенно вводит новые исполнительские задачи (темповые, динамические, артикуляционные и др.).

Особая ценность цикла заключается в том, что во всех пьесах простую первую партию ученика поддерживает вторая фортепианная партия, исполняемая более опытным пианистом (педагогом или же старшим учеником). Что это дает маленькому ребенку, только начинающему делать свои «первые шаги» на клавиатуре, подробно ответил сам композитор:

«Существенное отличие четырехручных произведений, предназначенных для первоначальной стадии обучения, от соответствующих той же стадии сольных произведений лежит в значительно большей их насыщенности художественными элементами. Полнота и красочность общего звучания, более сложная и интересная конструкция, большая жизненность ритмики и большее богатство и разнообразие аккомпанементальных фигур — все эти преимущества являются результатом присоединения к примитивной легкой партии ученика более сложной 2-ой партии, исполняемой преподавателем. Перечисленные здесь художественные элементы сами по себе совершенно независимо от образности или эмоционального содержания дают начинающему большое удовлетворение от активного его участия в исполнении; они же являются факторами, пробуждающими и поддерживающими у него интерес и эмоцию к занятиям и попутно обогащающими активный фонд его музыкальности».

(Майкапар С. Детский инструментальный ансамбль и его значение в системе музыкального воспитания. Цит. по сборнику: Майкапар С.М. Детские инструментальные ансамбли. MPI, 2005г. С. 12).

Вернуться к началу
error:
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять