Ребиков

ОСЕННИЕ ГРЕЗЫ: ФОРТЕПИАННЫЕ ПЬЕСЫ В. РЕБИКОВА

Загадочный композитор, непризнанный гений, новатор, экспериментатор, декадент — это все про Владимира Ребикова.

«Серебряным композитором» называет Ребикова Михаил Казиник, и действительно, вся творческая жизнь этого композитора стала неким символом сложной, противоречивой, но, в то же время, интереснейшей эпохи рубежа веков.

Сын пианистки, Ребиков с детства жил музыкой, но не был принят в консерваторию из-за чрезмерных диссонансов в своих сочинениях. Продолжил обучение самостоятельно, штудировал сочинения Чайковского и открывал для себя новые знания под руководством европейских педагогов.

Ребиков внес свой вклад в развитие музыкальной культуры. В его кратких и немногочисленных биографиях будут фигурировать определения: исполнитель, просветитель, педагог, популяризатор новых идей. Он стал создателем новых жанров (меломимика, мелопластика, музыкально-психологическая картина, музыкально-психографическая драма ), существенно обновил музыкальный язык, продвигал и воплощал идеи синтеза искусств. При всем этом, в творчестве композитора есть страницы, в которых отчетливо слышна связь с традицией романтизма, слышна та любовь, которую он испытывал к музыке Чайковского.

Есть в музыке Ребикова и музыкальные «прорывы» и открытия, многие из которых проявились примерно в это же время в сочинениях признанных и известных всем новаторов — Дебюсси, Скрябина, Прокофьева, Стравинского. В истории Ребиков остается в тени этих титанов, мало кто знает его музыку, наверное, самым известным произведением Ребикова стала опера «Елка» (созданная по мотивам произведения Достоевского «Мальчик у Христа на Елке»). Тема детства играет большую роль в творчестве Ребикова, много сочинений (как вокальных, так и фортепианных) он посвятил непосредственно маленьким слушателям и исполнителям («Силуэты», «Игрушки на елке»).

А сегодня мы предлагаем вам вспомнить фортепианные циклы композитора, навеянные осенней атмосферой: «Осенние грезы» (оп. 8), «Осенние листья» (оп. 29), и «Осенние цветы». (Сам композитор, надо сказать, признавался, что ему легче сочинять именно осенью). Первый цикл посвящен Чайковскому. В него вошли 16 разнохарактерных миниатюр, все они имеют программные названия.

«Осенние грезы», оп. 8





«Осенние листья», оп. 29

«Осенние цветы»

Фото: В.Ребиков

Вернуться к началу
error:
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять