Тема детства не раз привлекала к себе внимание композитора рубежа веков Александра Никольского. Ему принадлежат три детские оперы «Репка», «Царь Салтан», «В лесу», фортепианная пьеса «Иван-Царевич», написанная по мотивам русских народных сказок.
В аннотации к своей опере «Репка» сам композитор, который был отцом большого семейства и преподавал детям, высказывает свое мнение о том, какой должна быть детская музыка:
«Автор твердо убеждён, что преподносить детям школьного возраста музыку намеренно упрощенную, т.е. сведенную к ряду общих мест — плоских и внутренно-пустых в высшей степени преступно, с точки зрения надлежащего развития слуха и вкуса. <…> Детям нужна, наоборот, такая музыка, где есть над чем подумать и поработать, 1. чтобы разглядеть и проникнуть во внутреннее содержание её, и 2. чтобы суметь передать её содержание в собственном пении и ритмико-мимических действиях на сцене <…>».
А. Никольский. 1912 год.
В оперу «Репка» композитор вводит ряд лейт-мотивов, и звукоизобразительных инструментальных эпизодов, характеризующих героев оперы: Деда, бабку, внучку, Жучку, кошку Машку и Мышку.
Особое внимание постановщикам оперы, по мнению самого композитора, нужно обратить на пластику юных актёров, которые должны показать развитие сказочной истории не только с помощью вокала, но и с помощью характерной мимики и движений.
Литература по теме:
Ефимова, Юлия Алексеевна. Александр Васильевич Никольский. Творческий портрет : диссертация … кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Ефимова