Бах

Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах

Наверное, для многих знакомство с именем композитора И.С. Баха происходит благодаря знаменитой нотной тетради Анны Магдалены Бах. Предлагаем вам заглянуть в нее сегодня.

Почему у тетради такое название? После смерти своей первой жены, в 1721 г. И.С. Бах женится на молодой певице Анне Магдалене, которая несмотря на юный возраст (она была на 16 лет моложе Баха) смогла стать верным и добрым другом и помощником для Баха и его 4-х детей от первого брака.

Посмотрите на картину Т.Э. Розенталя «И.С. Бах с семьей» (1870г.), она переносит нас в дом композитора и передает творческую атмосферу, царящую в нем: родители музицируют в окружении разновозрастных мальчиков и девочек. Семья композитора росла, вторая жена родила ему 13 детей. Все они занимались музыкой, пели, играли на различных инструментах, сочиняли.

По мнению исследователей, к 24-летию Анны Магдалены И.С. Бах подарил ей тетрадь в кожаном переплете, на обложке которой золотом были выведены инициалы А М В и год — 1725. Тетрадь эта по мере заполнения (записи вносились в тетрадь вплоть до 1740 г.) превратилась в музыкальный альбом, которым пользовались все члены семейства, а не только Анна Магдалена, как многие предполагают.

Заметим, что это не первый «семейный» музыкальный альбом Баха: в 1720 г. появляется «Клавирная книжечка для Вильгельма Фридемана» — старшего сына композитора, а 1722 г. датируется первая тетрадь для Анны Магдалены, в которой Бахом были помимо прочего записаны танцевальные циклы (сегодня мы их знаем под названием «Французские сюиты»).

Распространено мнение, что нотная тетрадь Анны Магдалены Бах состоит из легких пьес, сочиненных Бахом для обучения своей второй жены игре на клавире. На самом деле это не совсем так. Содержание тетради 1725 г. очень неоднородно: в нее вошли не только разножанровые пьесы для клавира, но и вокальные сочинения, и все они весьма различны и по сложности исполнения.
Согласно идентификации по почерку записи в тетрадь вносил не только глава семейства, но и Анна Магдалена с детьми. Из 42 произведений, вошедших в тетрадь, непосредственно Баху принадлежат две Партиты, две Французских сюиты, знаменитая прелюдия до мажор, вошедшая впоследствии в I том «Хорошо темперированного клавира» и «Ария», которая стала темой в «Гольдберг-вариациях» композитора.

Рядом с произведениями И.С. Баха в тетради можно встретить и сочинения второго сына композитора Карла Филиппа Эмануэля, а также произведения знаменитого французского клавесиниста Ф. Куперена, старших современников Баха немецких органистов Г. Бема и Кр. Петцольда, и др. композиторов. К сожалению, многие пьесы, вошедшие в тетрадь, до сих пор издаются с пометкой «неизвестный композитор», исследователи не могут с точностью указать имена авторов всех пьес.

Особое место в тетради занимают простые пьесы танцевальных жанров, их появление в семейном альбоме объясняется весьма просто: эти пьесы должны были сопровождать уроки танцев, которые получали дети Баха.

Все эти сочинения, записанные практически три столетия назад в нотную тетрадь Анны Магдалены Бах, продолжают звучать сегодня, они являются первой ступенькой знакомства юных пианистов с полифонией и барочной клавирной музыкой



.

Иллюстрация: Т.Э. Розенталь «И.С. Бах с семьей». Источник: https://commons.wikimedia.org

Вернуться к началу
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять