«Мышкин теремок» — детская опера-миниатюра в 1-м действии, созданная Александром Гречаниновым в первой четверти XX века.
Портреты персонажей выпукло очерчены композитором: появление мышки сопровождают стремительные хроматические пассажи из шестнадцатых в высоком регистре, лягушку характеризуют «квакающие» нисходящие терцовые ходы, повторяющиеся секунды — передают суетливые прыжки испуганного зайки. Низкий регистр, напряжённые диссонансы, нарастание динамики говорят о кульминации оперы — на сцену выходит медведь.
«Опера «Мышкин теремок» — прекрасный образец разработки народной версии сказки о «Теремке» в музыке. Динамичная стройная композиция написана выразительным, стилистически самобытным языком, удобным для детского музицирования. Даже непростое решение вокальных партий не является помехой исполнению. Всё это позволяет говорить о сочинении композитора как о выдающемся образце детской оперы». Гамрецкая А. В., Лесовиченко А. М., Фаль Е. Д. О воплощении сказки «Терем-теремок» в музыке (к 100-летию композиторской работы с сюжетом). Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2020. № 3 (9)
Партии главных героев музыкальной сказки написаны композитором в расчёте на исполнение детскими голосами. Смотреть ноты на сайте РНБ.
Гречанинов много и плодотворно писал для юных исполнителей, во многом это было связано с педагогической работой композитора в школе сестер Гнесиных и с его руководством детским хором в школе Т.Л. Беркман.
Подробнее об этом в материале «А. Гречанинов — детям».
Из воспоминаний А. Гречанинова:
» Написал я … также несколько детских опер: «Елочкин сон», «Мышкин теремок» и «Кот, Петух и Лиса». «Мышкин теремок» пользовался особенно большим успехом и в постановке Е.Ф. Гнесиной и под моим руководством в школе Беркман».
Цит. по: А. Гречанинов. Моя жизнь. Издание «Нового журнала». С. 92
Музыкальная сказка «Рукавичка», в основе которой лежит музыка из детской оперы «Мышкин теремок» Гречанинова.