Н.А. Римский-Корсаков внес большой вклад в историю развития сказочных образов в музыке.
Волшебные и фантастические темы и сюжеты не раз захватывали и увлекали творческое воображение композитора (можно вспомнить его оперы: «Снегурочку» и «Садко», «Кащея Бессмертного» и «Младу»).
В 1900 году состоялась премьера оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Обладающая яркой изобразительностью, живописная и красочная музыка оперы рисует волшебный город Леденец, портреты персонажей сказки Пушкина: царя Салтана и его жены (в опере царица имеет имя — Милитриса), Гвидона и чудесной Царевны.
Особое значение в партитуре оперы приобрели музыкальные картины природы и сцены волшебных и сказочных чудес, изображать которые в музыке Римский-Корсаков умел, как никто другой.
Из вступлений к I, II, IV действиям оперы Римский-Корсаков составил симфоническую сюиту «Картинки к «Сказке о царе Салтане». Так, сказка Пушкина обрела жизнь не только на оперной, но и на концертной сцене.
Каждой картинке композитор предпослал эпиграф — небольшой фрагмент из сказки Пушкина, расскрывающий содержание музыки.
Первая картинка — это приподнятый, богато оркестрованный марш с элементами «игрушечности», «сказочности». Музыка рисует отъезд Царя Салтана на войну.
Вторая картинка — завораживающий своей тембральной красотой морской пейзаж. В нем композитор ярко использует звукоизобразительные эффекты, чтобы передать следующий эпизод сказки:
«В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идет,
Бочка по мору плывет».
Третья картинка имеет название «Три чуда». В этом эпизоде праздничную и радостную тему города Леденца, сменяют шутливая мелодия Белочки («Во саду ли, в огороде») и тема шествия 33-х богатырей, а завершает симфоническую картинку чудесная сцена превращения Лебеди в Царевну.
Концертной пьесой, вошедшей в репертуар многих исполнителей-виртуозов, стал и знаменитый эпизод оперы — «Полет шмеля».
Литературно-музыкальная композиция по мотивам оперы Римского-Корсакова: