Римский-Корсаков

МУЗЫКАЛЬНЫЕ КАРТИНКИ К СКАЗКЕ О ЦАРЕ САЛТАНЕ. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

Н.А. Римский-Корсаков внес большой вклад в историю развития сказочных образов в музыке.

Волшебные и фантастические темы и сюжеты не раз захватывали и увлекали творческое воображение композитора (можно вспомнить его оперы: «Снегурочку» и «Садко», «Кащея Бессмертного» и «Младу»).

В 1900 году состоялась премьера оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Обладающая яркой изобразительностью, живописная и красочная музыка оперы рисует волшебный город Леденец, портреты персонажей сказки Пушкина: царя Салтана и его жены (в опере царица имеет имя — Милитриса), Гвидона и чудесной Царевны.

Особое значение в партитуре оперы приобрели музыкальные картины природы и сцены волшебных и сказочных чудес, изображать которые в музыке Римский-Корсаков умел, как никто другой.

Из вступлений к I, II, IV действиям оперы Римский-Корсаков составил симфоническую сюиту «Картинки к «Сказке о царе Салтане». Так, сказка Пушкина обрела жизнь не только на оперной, но и на концертной сцене.

Каждой картинке композитор предпослал эпиграф — небольшой фрагмент из сказки Пушкина, расскрывающий содержание музыки.

Первая картинка — это приподнятый, богато оркестрованный марш с элементами «игрушечности», «сказочности». Музыка рисует отъезд Царя Салтана на войну.

Вторая картинка — завораживающий своей тембральной красотой морской пейзаж. В нем композитор ярко использует звукоизобразительные эффекты, чтобы передать следующий эпизод сказки:

«В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут,

Туча по небу идет,

Бочка по мору плывет».

Третья картинка имеет название «Три чуда». В этом эпизоде праздничную и радостную тему города Леденца, сменяют шутливая мелодия Белочки («Во саду ли, в огороде») и тема шествия 33-х богатырей, а завершает симфоническую картинку чудесная сцена превращения Лебеди в Царевну.

Концертной пьесой, вошедшей в репертуар многих исполнителей-виртуозов, стал и знаменитый эпизод оперы — «Полет шмеля».

Литературно-музыкальная композиция по мотивам оперы Римского-Корсакова:

Вернуться к началу
error:
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять