«Музыкальные игрушки» — фортепианный цикл (1969 г.) Софии Губайдулиной, который, по словам композитора, она сочиняла, как «запоздалое посвящение своему собственному детству»*.
В цикл вошли 14 разнохарактерных миниатюр. Каждая пьеса имеет программное название:
«Заводная гармошка»,
«Волшебная карусель»,
«Трубач в лесу»,
«Кузнец-колдун»,
«Апрельский день»,
«Песня рыбака»,
«Птичка-синичка»,
«Медведь-контрабасист и негритянка»,
«Дятел»,
«Лосиная поляна»,
«Снежные сани с бубенцами»,
«Эхо»,
«Барабанщик»,
«Лесные музыканты».
Художественные образы, представленные в цикле очень разноплановые, но среди них выделяется несколько основных тем: тема музыки, музыкально-театрального действия, тема природы в различных ее проявлениях.
Отличительной особенностью цикла исследователи также считают встречающиеся в нем отсылки к разным стилевым направлениям (к барочной, романтической музыке, джазу и др.).
В «Музыкальных игрушках» София Губайдулина нередко прибегает к звукоизобразительности, чтобы создать яркие и узнаваемые портреты героев своего цикла, передать их характер и манеру движения.
Цикл написан современным музыкальным языком, с его терпкими и острыми гармоническими сочетаниями, яркими и сочными тембральными красками, прихотливыми и неординарными ритмическими рисунками, необычными звуковыми эффектами и исполнительскими приемами.
*Цитата приводится по: Титова, С. С. Фортепианный цикл для детей второй половины ХХ века (на примере художественного языка и композиции «Музыкальных игрушек» С.А. Губайдулиной) / С. С. Титова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 7 (42). — С. 353-355.