В какой тональности улыбается Мона Лиза? Как звучит «Поцелуй» Климта? Что же там играют девушки за фортепиано с картины Ренуара? Какая музыка раздается на арене в «Цирке» Сера?
⠀
Пока вы задумались над этими вопросами, предлагаю послушать, как на них ответила американская пианистка и композитор Кэтрин Роллен.
Кэтрин придумала и создала музыкальную серию «Музейные шедевры» (Museum Masterpieces), в которую вошли четыре фортепианных сборника. Эти сборники, как можно догадаться, состоят из пьес, вдохновленных полотнами известных художников.
Роллен воплотила с помощью музыкальных средств выразительности истории и образы, придуманные Ван Гогом, Дега, Малевичем, Леонардо да Винчи, Ренуаром, Климтом, Писсаро, Боттичелли и другими знаменитыми мастерами.
Приглашая слушателя «войти» в картину, нередко композитор прибегает к изобразительности: в музыке слышатся то тихо льющиеся мелодические фигурации шестнадцатыми, имитирующие блеск воды («Кувшинки» Моне), то грозные и мощные кластерные аккорды: они показывают бушующую стихию («Большая волна в Канагаве» Кацусики Хокусая). Изящно-грациозные, «порхающие» по клавиатуре мотивы рисуют танец бабочек («Бабочки» Редон). Медленный лирический вальс переносит нас в балетный класс, где оттачивают свое мастерство звезды балетной сцены («Танцовщицы в розовом и зеленом» Дега).
Пьесы не поднимают глубинных философских вопросов, не перегружены технически, рассчитаны на исполнение учениками, начинающими пианистами, прекрасно подойдут и для любительских концертов.