Вайнберг

МЕЧИСЛАВ ВАЙНБЕРГ. ДЕТСКИЕ ТЕТРАДИ

«Каникулы Бонифация»,  «Винни-Пух», «Сказка про колобок», «Двенадцать месяцев» — мультфильмы известные и любимые, наверное, многие могут напеть музыкальные темы из них. Но мало кто обыкновенно обращает внимание на имя композитора, указанного в титрах. Музыку к этим мультипликационным историям написал Мечислав Вайнберг — один из интереснейших композиторов сложного и противоречивого XX века.

Музыка к м/ф и кинофильмам была лишь одной областью, в которой проявился многогранный и нетривиальный талант Вайнберга. Масштаб наследия композитора впечатляет, Вайнбергу принадлежит свыше 150 опусов, среди которых симфонии, оперы, оперетты, балеты, инструментальные концерты, сонаты, различные камерные ансамбли, вокальные циклы …

Творчество Вайнберга долгое время находилось в поле зрения только профессионалов, но сейчас все чаще его имя можно увидеть на афишах ведущих театров и концертных залов, все больше любителей музыки открывает для себя произведения композитора.

Одной из основных тем творчества Вайнберга является тема войны. Юный, только начинающий свой путь музыкант потерял во Второй мировой войне всю семью, сам же вынужден был покинуть родную Польшу. Вайнберг оказывается в Советском Союзе, где раскрывается и крепнет его композиторский талант.

Нередко тема войны переплетается в произведениях композитора с образами детства: тут можно вспомнить, кантату «Дневник любви», посвященную памяти детей, погибших в Освенциме.

Отголоски войны слышат и в цикле «Три детских тетради» (1944-47 гг.), посвященном дочери композитора. 23 прелюдии, вошедшие в «Детские тетради», написаны экспрессивным, эмоционально накаленным языком, они поднимают сложные темы: трагедии и надежды, столкновения зла и добра, тьмы и света. Впоследствии композитор сделал переложение этого фортепианного цикла для симфонического оркестра и дал  произведению название «Из детской жизни». 





Примерно в тоже время, когда  Вайнберг работал над «Детскими тетрадями», появляется еще один цикл, посвященный ребенку: «21 легкая пьеса для фортепиано» (1946 г.). Пьесы эти имеют программные названия, вполне характерные для детских циклов, тут и сцены игр («Игра в прятки», «Салочки», «Мячик», «Колыбельная кукол»), и любимые сказки («Баба-Яга», «Золотая рыбка», «Бабушкина сказка»), и образы животных («Медвежата», «Зайчата», «Серый волк») и др. Вайнберг создает яркие разнохарактерные образы, опираясь на традиции разных музыкальных  стилей и эпох.

Музыкальный язык пьес может на первый взгляд показаться достаточно сложным для понимания и восприятия, но приобщение к нему очень многое может дать слушателю и исполнителю, в том числе и маленькому.



Вернуться к началу
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять