Ляпунов

ЛЯПУНОВ. ДИВЕРТИСМЕНТ

Сергей Ляпунов (1859-1924) — русский композитор, пианист и педагог, выступил в искусстве продолжателем традиций, заложенных «кучкистами», сам Балакирев стал для него творческим наставником и другом. Явственно слышна в творчестве Ляпунова связь с русской культурой, с народной песенной традицией. При этом его произведения отличаются  виртуозностью и подъемом, характерным для романтической фортепианной литературы.

Одним  из любимых композиторов Ляпунова был Лист. Именно этому великому романтику Ляпунов посвятил свои «Двенадцать этюдов трансцендентного исполнения». Этюды  наряду с Рапсодией на украинские темы для фортепиано с оркестром  стали одними из самых известных и исполняемых сочинений Ляпунова.

Отец трех сыновей и четырех дочек Ляпунов внес свой вклад и в музыку, посвященную детям. В 1909 г. композитор создает программную сюиту  «Дивертисмент» (оп. 35). В основе этого фортепианного цикла — картины и сцены детских игр: «Серый волк», «Игра в коршуны», «Детский хоровод», «Слепой козел», «Детская песенка», «Горелки». 






Если в хороводе и песенке на первый план выходит народная линия, то в других пьесах (которые посвящены  подвижным играм, цель которых поймать/запятнать противника) — слушателя захватывает виртуозно-романтическое начало. Все пьесы отличаются насыщенной сложными пассажами фактурой,  красочными гармониями, интересными тональными соотношениями. Очевидно, что в этом цикле композитор шагнул дальше простой изобразительности: детские сценки выросли в яркие музыкально-художественные картины, которые доступны для исполнения продвинутым в техническом плане музыкантам. В 1920 г.  «Дивертисмент» был впервые исполнен любимой ученицей Ляпунова, «примадонной» его класса в Петербургской консерватории — Зинаидой Шандаровской.

Через несколько лет после создания «Дивертисмента» Ляпунов вновь обращается к миру детства в своем творчестве и создает «Шесть легких пьес» (соч. 59, 1914 г.): «Игра в мяч», «Колыбельная кукле», «На качелях», «Верхом на палочке», «Нянина сказка», «Детская болтовня». 

Пьесы эти по размаху и масштабности, уступают «Дивертисменту», но также отличаются яркой изобразительностью и оригинальным композиторским прочтением.

Вернуться к началу
error:
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять