Леокадия Кашперова — русская пианистка, композитор, педагог. Одна из любимых учениц Антона Рубинштейна, которой композитор даже посвятил свою «Новеллетту» ( op.118, no 3):
Леокадия Кашперова обладала хорошей пианистической техникой, много концертировала, являлась первой исполнительницей некоторых произведений русских композиторов, сочиняла сама.
Но в историю музыки она вошла прежде всего как педагог по фортепиано Игоря Стравинского и Александра Черепнина. Ставшие впоследствии известными композиторами и Стравинский, и Черепнин оставили воспоминания о своём педагоге. Вспоминает свою соученицу по консерватории и композитор Самуил Майкапар:
«С Кашперовой я сидел рядом на одной скамье. Когда мы изучали фугу и канон, она мне как-то сказала:
— Как странно! Какие разные у композиторов бывают склонности. Вот вам лучше всего удаются фуги, а мне каноны. Через несколько лет после окончания нами обоими консерватории она поднесла мне печатную партитуру и четырехручное переложение своей симфонии для оркестра, в издании Бесселя». (Цит. по: Самуил Майкапар. Годы учения. М., Ленинград: Искусство. 1938 г. С. 139).
Среди инструментальных и вокальных сочинений Леокадии Кашперовой, которые в начале XX века звучали с концертной эстрады, есть и опусы, в которых отразилась тема детства.
Своим племянникам Шуре и Оле в 1908 году Леокадия Кашперова посвятила цикл «Детские рассказы в песнях». В этот опус вошли вокальные пьесы на стихи самого автора: «Шура в деревне», «Жеребенок», «Кот», «Шурины капризы», «Козел», «Дети», «Мать», «Стадо идет».
Перу Кашперовой принадлежит фортепианный цикл «Среди природы» (1910 год), который составили 6 разнохарактерных миниатюр романтического плана:
«Две розы» (2 пьесы)
«Два осенних листа» (2 пьесы),
«Рожь шумит»,
«Молотьба».
Сочинения Кашперовой сейчас возвращаются к публике в основном благодаря деятельности музыковеда Грэмма Гриффитса:
Л. Кашперова. Цикл «Среди природы»:
Играет Леокадия Кашперова
Л. Кашперова. Соната для виолончели
I часть
Литература по теме:
Ремезова В.А. Забытое имя: Леокадия Кашперова — композитор и исполнитель. УНИВЕРСИТЕТСКИЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ. No 59, 2020 г.