«Кот, козел и баран» — опера для детей в трех картинах написана Николаем Брянским в 1886 году.
В основе оперы русская народная сказка про плутоватого и находчивого Кота, убедившего своими хитрыми речами Барана и Козла уйти из дома. Покинув хозяйку, Кот, Баран и Козел переживают много приключений. Благодаря хитрости Кота им едва удаётся избежать смерти от лап медведя и волков.
В третьей картине оперы беглецы возвращаются домой, где их ласково принимает хозяйка. Заканчивается музыкальная сказка присказкой в исполнении хора: «… не рвись из дома прочь. Простить все и помочь нам могут только дома».
Помимо хора выступающего в опере Брянского в качестве рассказчика, в спектакле задействовано 6 действующих лиц: Кот Васька (сопрано), Козел (тенор), Баран (альт), Медведь (бас), Волчий князь (баритон). У Старухи — хозяйки главных героев — вокальная партия не прописана, она исполняет пантомиму. Зато главные герои оперы имеют по несколько развёрнутых сольных и ансамблевых номеров (речитативы, арии, ариозо, песенки, трио).
По примечанию композитора мужские партии тенора и баса могут исполняться сопрано и альтом. По всей видимости, это давало возможность ставить оперу в рамках гимназий, силами воспитанниц.
Приведём цитату из книги Н. Бахтина «Обзор детских опер» (1915 г.) об оперном наследии Брянского: «В качестве присяжного педагога, Брянский сроднился со школьным репертуаром и ввёл в свои оперы мотивы из народных песен, Шумана и др. Но, благодаря простоте, певучести и доступности для понимания мелодий, не лишённых выразительности, оперы Брянского имеют право на распространение. Школьные требования в смысле тесситуры голосовых партий, осторожности и
уместности употребления сложных интервалов и отдалённых модуляций почти везде соблюдены. <…>
Первая опера [имеется ввиду «Кот, козел и баран», — прим.] Брянского ставилась довольно часто и всегда с успехом…».
Цит. по. Н. Бахтин. «Обзор детских опер», Петроград. 1915 г.