Композитор А.Т. Гречанинов внес большой вклад в развитие детской музыкальной литературы XX века. Композиторский талант А. Гречанинова (1864-1956) формировался в эпоху, когда русская музыкальная культура переживала небывалый расцвет. В 1881 году Гречанинов поступает в Московскую консерваторию, где занимается с В. Сафоновым, С. Танеевым, А. Аренским. Первые самостоятельные творческие начинания Гречанинова высоко оценил и поддержал Н.А. Римский-Корсаков. Наследие Гречанинова поражает масштабностью и разноплановостью: композитор активно работает в оперном жанре, обращается к симфонической и духовной музыке, пишет музыку к драматическим спектаклям, множество инструментальных и камерно-вокальных произведений.
Отдельную страницу в творчестве Гречанинова составляет музыка, посвященная детям. В своей книге «Моя жизнь» композитор одну из глав называет — «Моя детская музыка» и признается:
«…я обожаю детей и для меня было всегда большой радостью общение с ними. Когда сестра моя, Надежда Тихоновна Имберх, приезжала иногда к нам со своей четверней ребятишек погостить на Волгу, я забрасывал даже на некоторое время свою музыку и весь отдавался в распоряжение детворы. Увлекательные игры, в которых немалую роль играла фантазия и изобретательность, как детская, так и моя, катание на лодке, собирание грибов и цветов, пение хором песенок, большей частью народных, под аккомпанемент на рояле, — все это следовало одно за другим, и весельем и радостью наполняло наши дни. С детьми я всегда чувствовал себя равным им, мне не нужно было под них «подделываться». Этой способностью — как бы перевоплощаться в ребенка, вероятно, и нужно объяснить, что я с такой легкостью и с таким увлечением всегда сочинял музыку для детей». (А.Т. Гречанинов. Моя жизнь. – Нью-Йорк: Новый журнал, 1951. С. 91).
История рождения детской музыки Гречанинова тесно связана с педагогической деятельностью композитора, который вспоминал:
«В Москве издавна существовала музыкальная школа сестер Гнесиных, из которых вышло немало первоклассных музыкантов. Я был приглашен в эту школу преподавателем теории музыки. Е.Ф. Гнесина, старшая из сестер, организовала детский хоровой класс. Несколько песенок Чайковского и Аренского – это все, что существовало тогда в русской музыкальной литературе этого жанра. Петь было нечего. Е.Ф. Гнесина обратилась ко мне с просьбой написать что-нибудь для детей. Я охотно взялся за дело…» (А.Т. Гречанинов. Моя жизнь. – Нью-Йорк: Новый журнал, 1951. С. 91).
Так родились двухголосные песенки на народные тексты – сборник «Ай-ду-ду!» (1903 г.), за этим сборником последовали следующие: «Петушок» (1907 г.), «Времена года» (1908 г.), «В деревне» (1908 г.). По просьбе Т.Л. Беркман, в школе которой Гречанинов руководил детским хором, композитором были сочинены первые детские пьесы для фортепиано, вошедшие в последствие в сборник «Детский альбом». Композитор сочинил множество небольших и технически несложных пьес для фортепиано, которые предназначались для начинающих музыкантов. Свои фортепианные пьесы Гречанинов, как правило, объединял в «альбомы»: так появились «Дедушкин альбом» (1929 г.), «Стеклянные бусинки» (1929 г.), «День ребенка» (1927 г.), «На зеленом лугу» (1924 г.). Названия пьес, вошедших в «Детский альбом» (1923 г.) («Сказочка», «Солдатики маршируют», «Верхом на палочке», «Заболела няня», «Скучный урок», «Колыбельная», «После бала», «Я уже большая») и в «Дедушкин альбом» («Мама любимая!», «Нянина сказочка», «Марш», «Заболел котик», «На качелях», «На прогулке», «Праздники!»), красноречиво говорят о темах и образах, характерных для детской фортепианной музыки Гречанинова. В детских альбомах композитора встречаем портреты близких людей, окружающих ребенка: мамы и нянюшки, сценки детских игр и повседневных занятий, картины природы.
Помимо легких фортепианных пьес для маленьких слушателей и исполнителей композитор сочиняет и оперы. Светлая и наивная история о елочке, которая из леса мечтает попасть на праздник к детям легла в основу сюжета оперы Гречанинова «Елочкин сон» (1912 г.), полюбились детям и оперы композитора «Мышкин теремок», «Кот, Петух и Лиса».
Композитор также выделял в своем творчестве музыкальные страницы о детях, не предназначенные для исполнения начинающими музыкантами:
«Довольно много написано мною также песен из детского мира и не для детского исполнения, сборники, «Снежинки» (1908 г.), «Курочка Ряба», «Тропинка» (1920 г.). (А.Т. Гречанинов. Моя жизнь. – Нью-Йорк: Новый журнал, 1951. С. 92).
Первый снег, из цикла «Тропинка» (op. 89)
https://youtu.be/SeCT2CI7iT8?si=ThC97LxqFCuRyors
К теме детства Гречанинов обращался на протяжении всей своей творческой жизни, не оставил он ее и в годы эмиграции и продолжил сочинять пьесы для детей. В 1925 году композитор покинул Россию и вернуться на родину, тоску по которой он постоянно испытывал за границей, ему уже было не суждено.
«Маленькая сюита». 10 легких пьес для кларнета и фортепиано. Оp. 145 (1935 год создания)
Песня Авроры
Песня ремесленника
Юмореска
Деревенский бал
В доме
У камина
Вечерний вальс
«Ранним утром». 10 легких пьес (оp. 126), 1930 год создания:
Утренняя прогулка
Тоска по родине
Весельчак
В сумерки
Маленький всадник
Зимний вечер
Бурлеск
В крепости
Игра в разбойники
Вальс
«Сказочки» («Истории»), (op. 118), годы создания — 1928-1929.
Весна
В танце
Счастливое происшествие
Скитающиеся облака
На зеленом лугу