Черный, синий, красный, фиолетовый…
⠀
Знаете, что это? Это цвета чернил, которые вы можете встретить в рукописи «Щелкунчика», того самого балета-феерии П.И. Чайковского.
⠀
Посмотреть/полистать оркестровую партитуру балета может любой желающий: на сайте проекта «Чайковский. Открытый мир» представлены оцифрованные рукописи композитора. СМОТРЕТЬ
⠀
Там же можно получить множество информации о произведениях Чайковского: от того, какими чернилами написаны ноты и на какой бумаге, до того, какие занятные истории сопровождали создания великих творений Чайковского.
⠀
Например, интересна история работы Чайковского над облегченным переложением балета «Щелкунчик» для фортепиано. Переложение это делали, чтобы любители музыки могли встречаться с персонажами балета Чайковского не только в театре и на концертах, но и у себя дома: могли купить клавир и играть понравившиеся номера из «Щелкунчика».
⠀
Изначально Чайковский рассчитывал, что переложение сделает его любимый ученик, пианист и композитор Сергей Танеев (надо сказать последний не раз выполнял эту работу и делал рояльные
переложения и других оркестровых произведений Чайковского), но…. с «Щелкунчиком» что-то пошло не так.
⠀
Чайковский, ознакомившись с вариантом 2-х ручного переложения Танеева, решил, что сделано оно «до того трудно, что нельзя играть».
⠀
И принялся за работу сам: за основу он все же взял переложение своего ученика. Вставив дополнительные чистые листы, он корректировал вариант Танеева, переписывал (облегчал) эпизоды, которые его не удовлетворяли, и цифрами обозначал такты, которые он оставлял в переложении Сергея Ивановича.
⠀
Теперь мы имеем и авторское 2-х ручное фортепианное переложение «Щелкунчика» и транскрипцию Танеева.
⠀
Кстати, вариант Танеева заинтересовал концертирующих пианистов, не испугавшись сложностей, они исполняют и записывают номера из «Щелкунчика» Чайковского-Танеева: