Черепнин

ФЕЙНЫЕ СКАЗКИ: БАЛЬМОНТ И ЧЕРЕПНИН

Поэт-символист, яркий представитель Серебряного века Константин Бальмонт  на рубеже веков внес большой вклад в развитие детской литературы  созданием более 70-ти стихотворений, посвященных юным читателям. Эти стихи составили сборник поэта, получивший название «Фейные сказки» (1905 г.).

Открывает свои сказки в стихах Бальмонт добрым обращением к ребенку:

«Солнечной Нинике, с светлыми глазками –

Этот букетик из тонких былинок.

Ты позабавишься Фейными сказками,
После — блеснешь мне зелеными глазками,—
В них не хочу я росинок.
Вечер далек, и до вечера встретится
Много нам: гномы, и страхи, и змеи.
Чур, не пугаться, — а если засветятся
Слезки, пожалуюсь Фее».

 

«Ниника» — 4-х летняя дочь поэта Нина, именно ей и посвящает Бальмонт свой поэтический цикл «Фейные сказки». Сборник включает в себя три раздела: «Фея», «Детский мир» и «Былинки».

 

Можно условно выделить несколько образных линий, которые проходят через стихотворения цикла: одна посвящена главной героине сборника — Фее и ее каждодневным забавам и заботам («Прогулка феи», «Трудно фее», «Находка феи», «Решение феи», «Фея за делом», «Фея в гневе»).

 

«Это песни нежные, воздушные, сами создающие свою музыку. Они похожи на серебряный звон задумчивых колокольчиков, «узкодонных, разноцветных на тычинке под окном». Это – утренние, радостные песни, спетые уверенным голосом в ясный полдень».

В. Брюсов о «Фейных сказках» Бальмонта

 

Большую роль в сборнике играют образы природы, это и не случайно, ведь Фея Бальмонта живет в волшебном саду среди трав, листочков и былинок, вкушает «росинки», летает на спине у стрекозы, беседует с цветами, дружит с жучками и птицами, служат ей «кроткий и мирный» волк и гномы. Яркие картины природы поэт создает в произведениях «Осень», «Анютины глазки», «Бабочка», «Веселая осень», «К зиме» и др.

 

Еще одна линия, которая проходит через весь цикл «Фейные сказки», связана с образом поэта-художника. Бальмонт раскрывает перед ребенком тайны мира творчества, который близок детскому миру своей свободной фантазией, нескованной канонами и правилами, волшебной силой, направленной на созидание нового.

 

Музыкальность стихов Бальмонта отмечали и отмечают многие исследователи. Несомненно, уловил особое мелодическое начало, присущее творчеству поэта, и композитор Н. Черепнин, который в 1907 г. написал вокальный цикл «Фейные сказки» на стихи К. Бальмонта.


В «Фейные сказки» Черепнина состоят из 18 вокальных миниатюр, на всех них лежит печать искусства модерна, ярким представителем которого считается Черепнин. Изысканные, эскизные мелодии-темы, терпкие и «пряные» гармонии, прихотливые ритмические обороты – находим в музыкальном царстве прекрасной Феи, созданном Черепниным. Пьесы достаточно различны по содержанию и характеру. В цикле можем найти созерцательные музыкальные пейзажи, сказочные и фантастические темы, в которых очень ярко проявляются изобразительные элементы, фольклорные образы. Многие вокальные «сказки» имеют посвящения. Например, пьесу  «Заинька» композитор посвятил своему «милому сыну Сашеньке». В последствии Александр Черепнин пойдет по стопам отца и станет знаменитым композитором.


Вернуться к началу
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять