Черепнин Александр

ДЛЯ БОЛЬШИХ И МАЛЕНЬКИХ. ДЕТСКИЕ СЮИТЫ АЛЕКСАНДРА ЧЕРЕПНИНА

Многим известен тот факт, что свою первую оперу Сергей Прокофьев написал в 9 лет. В столь же юном возрасте во всю сочинял свои первые пьесы Саша Черепнин, сын известного композитора, дирижера, педагога  Николая Черепнина.

И уже сам Прокофьев обращал внимание на эти сочинения и поощрял своими замечаниями талантливого подростка.  (См.: Л. Корабельникова. Александр Черепнин: долгое странствие. — М.: языки русской культуры. 1999. С. 25)

В 14 лет Саша Черепнин был занят созданием масштабной оперы «Смерть Ивана Грозного». Развивая оперные темы в своих импровизациях на рояле, юный композитор то и дело прерывался, чтобы уронить на пол большой кусок жести. Грохот от этого мероприятия по задумке автора имитировал звук большого колокола, который Саша решил ввести в свою оперу.

 

Все бы ничего, но этажом ниже под квартирой Черепниных жил 70-летний Ипполит Чайковский — брат знаменитого Петра Ильича. Звукоизобразительные эффекты Черепнина-сына потревожили больного старичка. Пришлось Саше ненадолго прервать свои импровизации. Стоит отдать должное Ипполиту Ильичу, что как только он почувствовал себя лучше, то прислал записку юному композитору, что он может продолжить свое дело. (См.: Л. Корабельникова. Александр Черепнин: долгое странствие. — М.: языки русской культуры. 1999. С. 16)

И Черепнин продолжил, да ещё как.

Стал одной из ярчайших фигур в музыкальном искусстве XX века, автором опер, балетов, масштабных симфонических сочинений, пьес для разнообразных инструментальных составов.

Произведения его выразительны, отличаются особой лаконичностью и ясностью, искренностью и непосредственностью высказывания.

Черепнин обновил музыкальный язык и технику новыми элементами («гамма Черепнина» — своеобразный 9-ти ступенный мажоро-минорный звукоряд, интерпункт, воздействие «чистого ритма» без привязки к звуковысотности и др.).

Одной из особенностей своей композиторской техники сам композитор считал богатое использование фольклорных традиций различных культур.

Творчество Черепнина вызывало интерес на разных континентах и в разных странах. Сам композитор вспоминал, что побывал примерно в 40 странах, и в период между двумя мировыми войнами провел в дороге (на кораблях, поездах и самолетах) около двух лет.

Черепнина считают «своим» в России, в Грузии, во Франции, в Америке, в Японии и Китае. Композитор внес свою лепту в историю музыки этих стран, в свою очередь интонации, характерные для музыкальных культур этих народов нашли претворение и в сочинениях Черепнина.

Так, например, пентатоника, как основа музыкальной культуры Дальнего Востока, ярко проявилась в цикле Черепнина «Обучение игре на фортепиано на основе пентатонной гаммы» op. 51 (1934-35 гг.).

В этот цикл вошли три сюиты фортепианных пьес:

No 1. Первый цикл,

No 2. Второй цикл ,

No 3. «Китайские безделушки».

 

Op. 51. No. 1. I.

Китайские безделушки.  Op. 51 no 3. I.

Китайские безделушки.  Op. 51 no 3. II

Китайские безделушки.  Op. 51 no 3. V

Китайские безделушки.  Op. 51 no 3. VI

Педагогическую направленость имеют и циклы Черепнина «Для больших и маленьких» ( op. 65, 12 пьес средней трудности в 2-х тетрадях, 1940 год) и

цикл «Семнадцать фортепианных пьес для начинающих» (1954-57 гг.).

Эти фортепианные альбомы составили миниатюры с программными названиями, которые вводят слушателей и исполнителей в мир детства.

 

«Спящая красавица» (Из цикла «Для больших и маленьких»)

«Контрасты» (Из цикла «Для больших и маленьких»)

«Марш» ( «Семнадцать фортепианных пьес для начинающих»)

«Мелодия»  («Семнадцать фортепианных пьес для начинающих»)

«Часы»  («Семнадцать фортепианных пьес для начинающих»)

«Прятки»  («Семнадцать фортепианных пьес для начинающих»)

«Вальс»  («Семнадцать фортепианных пьес для начинающих»)

«Карусель»  («Семнадцать фортепианных пьес для начинающих»)

«Старая сказка»  («Семнадцать фортепианных пьес для начинающих»)

«Игры» (из цикла «Присказки»)

«Бабочка» (из цикла «Присказки»)

 

Вернуться к началу
+
error:
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять