Борису Чайковскому посчастливилось учиться у таких мастеров как Е.Ф. Гнесина, В. Шебалин, Д. Шостакович, Н. Мясковский, Л. Оборин. Выработав за время общения с мэтрами свой собственный яркий и самобытный почерк, Чайковский стал создателем масштабных симфонических произведений и оперы, развернутых инструментальных и вокальных циклов.
Но среди крупных полотен в творческом наследии композитора нашлось место и для музыки, обращенной к самым маленьким слушателям и исполнителям.
Б. Чайковский — автор музыкальных сказок, которые полюбились детям и родителям за яркий тематизм, за живые, запоминающиеся музыкальные образы и характеры («Лоскутик и Облако», «День рождения у Слоненка», «Оловянный солдатик», «Кот в сапогах» и др.)
По теме: Овсянкина Г.П. МУЗЫКА К РАДИОСКАЗКАМ Б. А. ЧАЙКОВСКОГО: ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.
«Свинопас». Радиопостановка с музыкой Б. Чайковского:
Впоследствии были записаны оркестровые сюиты («Калоши счастья» (1958) , «Свинопас» (1954), «Сказки Андерсена» (1955-56), в которые вошли отдельные номера из этих сказок и радиопостановок с музыкой Чайковского:
Сюита «Свинопас»:
Сюиты по сказкам Андерсена:
Юным слушателям и исполнителям композитор посвятил и несколько фортепианных циклов:
«Восемь детских пьес»,
«Пентатоника» (Шесть легких пьес),
«Натуральные лады» (Семь миниатюр).
Детские сюиты Чайковского отличаются лирической манерой высказывания, красивым мелодизмом, интересной и необычной ритмикой. Все они проникнуты светом и оптимизмом. Композитор легко вводит в свои детские пьесы разные лады, смело смешивает тембральные краски, что придаёт необыкновенную свежесть и рельефность музыке.
При этом музыкальный язык детских пьес прост и ясен, каждая пьеса обладает своей харизмой и индивидуальностью.
Многие номера детских сюит Чайковского имеют программные названия («Две птицы», «Мама», «Далекие горы», «Река течет» и др.).
В избранных пьесах композитор использует звукоизобразительные приёмы («Дождик»). Все это облегчает восприятие пьес для детей: